Эксперты “World Watch Institute” (независимая исследовательская организация, находится в Вашингтоне; занимается вопросами энергетики, ресурсов и окружающей среды) обращают внимание на увеличение в последние десятилетия глобального спроса на соя-бобы, причем особая роль в его формировании принадлежит на современном этапе Китаю. Почти 60% соевых бобов в мировой торговле поступает в конечном итоге именно в эту страну, являющуюся их крупнейшим импортером. Росту спроса на указанное сельскохозяйственное сырье в послевоенный период способствовало проведение исследований, показавших большую ценность использования в животноводстве соевого шрота в сочетании с зерновыми культурами (обычно кукурузы), особенно в соотношении 1 : 4.

С увеличением потребления мяса, молока и яиц в этой стране росло и потребление соевого шрота. Почти половина всего поголовья свиней в мире приходится на долю Китая. Именно местное свиноводство является крупным потребителем кормов, приготовленных на основе сои. Развитию птицеводства в КНР в значительной степени способствует включение в рационы кормления птицы соевого шрота. Кроме того, соя во все возрастающих объемах используется на так называемых рыбных фермах.

“World Watch Institute” приводит статистику, свидетельствующую о динамичном росте производства соя-бобов в Китае. Если в 1995 г. оно было примерно равным потреблению – 14 млн. т, то в 2011 г. последнее выросло до 70 млн. т при сохранении производства на прежнем уровне. Соответственно импорт достиг 56 млн. т (59,2 млн. т в 2011/12 г.; доля поставок из Бразилии – 45%, а из США – 39%). Ограниченность внутреннего производства отчасти была связана с поставленной в 1995 г. стратегической целью гарантировать самообеспеченность КНР зерном. Решению продовольственной проблемы в стране с огромным населением (его численность составляет в настоящее время 1,35 млрд. человек) отводилась исключительно важная роль, причем ставилась задача минимизации зависимости этой области от внешних источников.

Всемерно поддерживая развитие зернового хозяйства (в частности, посредством выделения дополнительных бюджетных средств) и уделяя гораздо меньше внимания выращиванию сои, Китай добился значительного увеличения производства зерна.

Гипотетически производство соя-бобов на уровне 70 млн. т в год (именно таким было потребление в 2011 г.) потребовало бы сокращения посевных площадей под зерновыми культурами примерно на 1/3 и соответственно расширения под соей. Одновременно возникла бы потребность в увеличении импорта зерна на 160 млн. т, что совершенно не согласовывалось бы с намеченным курсом. В реальных условиях по мере изменения структуры потребления китайским населением продовольствия в пользу продуктов питания с высоким содержанием протеина стране придется продолжать наращивать импорт соевых бобов.

Как отмечает агентство “Inter Press Service”, следствием увеличения их потребления в мире стали структурные изменения в сельском хозяйстве некоторых стран Западного полушария. В настоящее время в США под пшеницу отведено меньше посевных площадей, чем под соя-бобы. В Бразилии ими заняты большие площади, чем всеми зерновыми культурами вместе взятыми. В Аргентине соответствующее соотношение 2 : 1. На долю указанных трех стран приходится примерно 80% всего производства соя-бобов в мире. Причем США на протяжении 60 лет удерживали глобальное лидерство как по их производству, так и по экспорту. Однако в 2011 г. в ведущего экспортера превратилась Бразилия. Агентство “Bloomberg” не исключало достижение ею лидерства в 2012 г. и по производству соевых бобов, особо отметив, что за прошлое десятилетие оно выросло на 53% (в США – только на 7%).

Основной рост мирового производства зерна с середины XX века происходил за счет увеличения в три раза урожайности зерновых культур. Рост производства соя-бобов в 16 раз связан в очень большой степени с расширением посевных площадей – почти в 7 раз, урожайность же повысилась лишь в два раза. Эксперты “World Watch Institute” видят определенную проблему в том, что для увеличения производства соя-бобов в мире необходимо в первую очередь расширять посевные площади.

Возникает вопрос о том, где выращивать сою. США не могут отвести под нее дополнительные площади. Единственная возможность заключается в высвобождении части площадей, занятых другими культурами, в частности, кукурузой и пшеницей. В Бразилии используются новые земли в бассейне Амазонки и в зоне тропических саванн (cerrado). В 2013/14 г. планируется засеять 27,4 млн. га и довести производство соя-бобов в этой стране до 81,76 млн. т. К 2021 г. посевные площади могут увеличиться почти на 3 млн. га. Ограничение посадок сои могло бы позитивно сказаться на защите окружающей среды в уникальных районах этой страны. Эксперты “WWI” считают, что сдержать увеличение спроса на эту культуру возможно посредством стабилизации численности населения в мире в целом.

Более реальным вариантом развития событий является расширение международного сотрудничества, в частности, между экспортерами и импортерами. “Bloomberg” в этой связи сообщает о намерении китайской государственной компании “Chongqing Grain” инвестировать $1,97 млрд. в производство соя-бобов в бразильском штате Баия. Местные законы запрещают владение земли иностранцами. В то же время они могут вкладывать средства в портовое хозяйство, железнодорожный транспорт, логистическую инфраструктуру. Правительство Бразилии готово обеспечить создание благоприятных условий для деятельности китайских инвесторов. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)