В последние годы аргентинские производители говядины переживают непростые времена. С 2005 г. по 2010 г. поголовье крупного рогатого скота в этой стране сократилось на 15% – с 57 млн. до 48 млн., а выпуск говядины в последние 5 лет ежегодно снижался приблизительно на 5% и в итоге сократился с 3 млн. т в 2006 г. до 2,5 млн. в 2011 г.
В 2008/09 г. из-за жестокой засухи, чрезвычайно затруднившей обеспечение животных кормами и питьевой водой, осуществлялся массовый забой крупного рогатого скота, что резко снизило показатели воспроизводства стада в 2009/10 г. По данным Национальной службы здоровья животных и качества сельскохозяйственной продукции Аргентины (“SENASA”), в настоящее время в стране насчитывается около 210 тыс. животноводческих фермерских хозяйств, а средняя численность стада, приходящаяся на одно хозяйство, составляет 233 единицы.
Падению производства говядины в Аргентине способствовала неопределенность в вопросах государственного регулирования экспорта. В течение многих лет аргентинское правительство проводило политику, направленную на ограничение роста внутренних цен на говядину, а с 2006 г. в этих целях стало использоваться квотирование экспорта, что привело к сокращению поставок данного вида мяса на внешний рынок. Для того чтобы при осуществлении контроля над внутренними ценами максимально учитывались интересы всех участников рынка, аргентинское правительство еженедельно фиксирует максимальный уровень розничных цен, а также цен, по которым ведутся расчеты с производителями и оптовыми покупателями мясной продукции.
Аргентина не только имеет давние традиции в производстве высококачественной говядины, но и длительное время оставалась одним из крупнейших в мире потребителей этого мяса. В 50-60-е годы прошлого века потребление говядины на душу населения в Аргентине составляло почти 100 кг в год. Однако с тех пор потребление сильно сократилось, причем не столько из-за проблем в животноводстве, которые проявились сравнительно недавно, сколько под влиянием бурного развития продовольственного рынка и появления новых деликатесных продуктов, не содержащих говядину. В 2010 г. ее душевое потребление составило лишь 54 кг. Тем не менее, как и в прежние годы, производство ориентируется в основном на внутренний рынок – сюда направляется около 80% всей выпускаемой говядины.
Для годовых показателей аргентинского экспорта говядины характерна достаточно широкая амплитуда колебаний. В 80-е годы прошлого века средний ежегодный объем экспорта составлял 250 тыс. т. К 2005 г. он вырос до 750-770 тыс. т, а в 2011 г. вновь снизился до 250 тыс. т. Резкие изменения в объемах экспорта говядины отражают не только положение в животноводческой отрасли страны в различное время, но и особенности государственной политики. В последние годы, как отмечалось выше, сокращение экспорта говядины было обусловлено вводом в действие механизма экспортных квот.
Крупнейшей статьей аргентинского экспорта говядины является мороженое мясо, на которое в 2010 г. приходилось 36% всех поставок за рубеж. Одним из крупнейших покупателей мороженой говядины из Аргентины длительное время оставалась Россия. В 2011 г., однако, российский импорт по сравнению с 2010 г. резко сократился: по физическому объему – на 47%, в стоимостном выражении – на 64%.
В настоящее время основным рынком сбыта аргентинской говядины является ЕС, в 2011 г. закупивший около 60 тыс. т этой продукции. Примерно половина указанного объема была поставлена в рамках так называемой “квоты Хилтон”, по которой действуют льготные ставки ввозных таможенных пошлин. “Квота Хилтон” ежегодно выделяется Евросоюзом производителям и экспортерам говядины и распространяется на некоторые высококачественные бескостные части мяса, такие, как филейная часть и вырезка. Среди отдельных стран крупнейшими покупателями аргентинской говядины в 2011 г. являлись Германия (25,1 тыс. т) и Израиль (24,3 тыс. т), однако в обеих странах в указанном году наблюдалось ослабление внешнего спроса, сопровождавшееся сокращением импорта соответственно на 5% и 8%. На третью строчку в списке ведущих покупателей аргентинской говядины в 2011 г. поднялась Чили, закупки которой выросли на 24% относительно показателя предыдущего года и составили 22,0 тыс. т. В ближайшие годы неустойчивость экспортных показателей, вероятнее всего, сохранится из-за неопределенности в отношении будущей политики правительства и наблюдаемой в последние годы переориентации продуцентов говядины на переработку легких бычьих туш, позволяющую получать мясо более высокого качества, но в меньших объемах.
Рынок ЕС по-прежнему остается весьма непростым для аргентинских поставщиков говядины, поскольку здесь предъявляются особенно жесткие требования к качественным и техническим характеристикам продукции. В то же время непрерывно расширяющаяся сеть поставщиков мяса из Аргентины, постоянно растущее в этой стране число скотобоен и складских помещений говорят о том, что мясная индустрия страны готова к борьбе за рынки стран ЕС. Потенциал дальнейшего роста экспорта аргентинской говядины в ЕС достаточно очевиден, тем более что уже упомянутая “квота Хилтон”, выделяемая этой стране, пока используется не в полной мере.
На внутреннем рынке Аргентины наиболее вероятным сценарием развития отрасли в ближайшие годы видится постепенное восстановление утраченных позиций и возвращение к объемам производства, существовавшим до 2005 г.
Несмотря на то, что будущая динамика внутренних и мировых цен на мясо пока представляется достаточно неопределенной, аргентинские фермеры в 2011-2012 гг. начали постепенно восстанавливать поголовье крупного рогатого скота: уже в 2011 г. оно выросло до 48,4 млн. с 47,9 млн. в 2010 г. Предполагается, что в 2012 г. душевое потребление говядины в Аргентине возрастет до 58 кг, а общий объем ее производства к 2015 г. превысит 3 млн. т. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)