В каждой стране сельское хозяйство выглядит особенно. Для США это огромные кукурузные поля, в которых расположены одинокие дома фермеров с хоздворами. В Германии – аккуратные сады и ягодники, на входе в которые располагаются фермерские лавки. Италия – виноградники, плантации отборных перцев, томатов и лука. Для Украины сельское хозяйство – центр “цивилизации” села. Земельный пай в аренде даёт собственнику и деньги, и продукцию для прокорма домашней живности. Проблема в том, что пока непонятно, сколько земли у кого в обороте и что с ней происходит сейчас. Возможно, ответ на этот вопрос территориальные громады найдут быстрее, чем центральные органы управления. Местные власти постепенно начинают рассматривать землю как ресурс для инвестиций, в том числе и в органическое земледелие.
Где земля?
Официально физ- и юрлица сегодня обрабатывают около 23 млн га земель сельхозназначения. Это без учёта земли в госсобственности. При этом эксперты считают, что в теневой обработке есть ещё около 12 млн га земли. Это примерно 30% от общего количества угодий.
Нарекания о том, что качество наполнения земкадастра оставляет желать лучшего, небеспочвенны. “Проблемы с границами населённых пунктов, с границами участков, нередко на землях сельхозназначения может располагаться жилой фонд”, – поясняет Иван Фурсенко, первый заместитель руководителя исполнительной дирекции Всеукраинской ассоциации сельских советов. Выясняются такие несоответствия, как правило, когда занесённые в кадастры участки наносят на реальную карту местности. По-хорошему государство уже много лет назад должно было провести инвентаризацию сельхозземель. Объединённые территориальные общины активно подключиться к процессу аудита не могут. “Есть в землеустройстве “инвентаризация земель”, но инвентаризировать можно лишь своё (коммунальное). Когда уверенности в том, чья земля, нет, даже инвентаризацию нормально провести невозможно”, – говорит Андрей Мартын, эксперт по земельным вопросам.
Самоконтроль
Тем не менее на местах стараются хотя бы начать инвентаризацию. Пока это явление не массовое, но первые результаты уже есть. В мае прошлого года мэр Немировской территориальной общины (город и семь сёл) решил разобраться с собственностью громады. Для этого задействовали дроны и привлекли землеустроителей. “Провели классификацию природных ресурсов. Посчитали площадь обрабатываемых территорий, нашли и идентифицировали, где находятся земли запаса, – рассказывает Вадим Остапенко, один из основателей проекта “Знайдено”. Получили от Госгеокадастра информацию о назначении этих земель”. Когда сравнили данные аэросъёмки, данные кадастра, выявили незаконное использование около 30 га земли в одном из сёл. Подобный анализ был проведён и в Сумской области. Но там задачей местной власти было выяснить, насколько корректные данные о севообороте предоставляют арендаторы земли.
Во Львовской области выяснили, что у них около 50 тыс. га пашни не используется вообще и уже покрылось лесами
Также есть примеры, когда в подобных аудитах заинтересована область. “В апреле 2017 года начали аудит в области. По состоянию на декабрь мы знаем, что у нас с землями в разрезе коммунальной и государственной собственности, а также частной собственности, включая паи”, – делится опытом Наталья Хмыз, директор департамента агропромразвития Львовской ОГА. По предварительным данным, стало понятно, что около 25% земли используется вне правовой плоскости, 7% – не унаследованная земля, ещё 8% – не вытребованные угодья.
Деньги на земле
Проведение аудита общинных земель – это возможность не только составить структурный план территории, но и пополнить бюджет. Так, во Львовской области, помимо “теневой” земли, выяснили, что у них около 50 тыс. га пашни не используется вообще и уже покрылось лесами. Сейчас чиновники решают, какую часть из них ввести в оборот.
Хотят привлекать инвестиции в развитие органического производства, в частности, выращивание ягод, поскольку такие земли практически не содержат удобрений и ядохимикатов. Помимо бизнес-вложений, местная власть от учёта хозяйственной деятельности получит отчисления от земельного налога и арендную плату. Кроме этого, на местах ждут, когда будет проведён аудит государственных земель резерва и предоставлена возможность распоряжаться угодьями за пределами населённых пунктов.
Как говорилось ранее, угодья, значительная часть которых сейчас поросла бурьяном и сосняком, при правильном использовании способны принести немалую выгоду. Рынок органических продуктов остаётся одним из наиболее перспективных нишевых направлений для экспорта. Цены на органику в несколько раз выше, чем на традиционные продукты. Одним из основных покупателей такой продукции являются европейцы. Привлекательно выращивание экологически чистых продуктов в первую очередь для небольших фермеров. Так считает Дмитрий Титаренко, генеральный менеджер международной агропромышленной выставки “Агропорт”.
В этом году главной темой “Агропорта” станет органическое земледелие. Организаторы обещают мастер-классы от аграриев, которые вышли на экспортные рынки с органикой. Говорить будут не только о том, как здорово продавать, но и как обойти “грабли” при работе с импортерами. Понимание того, как заброшенное поле превратить в преуспевающее фермерское хозяйство с поставками продукции в Евросоюз, для недавно созданных в нашей стране территориальных общин явно не будет лишним. (УНН/Пищепром Украины)