Формальным поводом для запрета поставки латвийских рыбных консервов на Россию стала неспособность местных производителей подстроиться под новые евростандарты технологического процесса. “Сам запрет, введенный Россельхознадзором, носит временный характер и будет снят, как только наши производители добьются нужных технических показателей”, – предположил руководитель Департамента по надзору за продовольствием Продовольственно-ветеринарной службы Латвии Эрнест Завадский.
Вместе с тем сотрудник службы воздержался от прогнозов по поводу сроков, в которые может быть отменен запрет на экспорт латвийских шпрот на Россию. Решение об эмбарго было принято после внеплановой проверки, проведенной специалистами с российской стороны. “Проверка проводилась на территории Латвии и Эстонии по инициативе российской стороны. Результат одинаков в обеих странах: основываясь на результатах инспекции, было принято решение временно ограничить экспорт из Латвии и Эстонии на Российскую Федерацию. Официальной причиной визита инспекции стала обеспокоенность российской стороны в связи с тем, что в 2014-м году участилось количество случаев выявления бензопирена в консервах определенной серии. Это зафиксировали как наши российские коллеги, так и несколько стран-участниц Евросоюза. Речь идет о том, что если в 2013-м году было всего несколько таких случаев, то в 2014-м в течение года таких случаев было уже двенадцать”, – пояснил Завадский.
По его словам, это связано с изменением сугубо технических параметров регулировки, а не качеством самой продукции. “Уровень бензопирена можно снизить, рыбопереработчики этим занимаются достаточно долгий срок и инвестируют в это немалые средства. Просто в 2012-м году поменялась норма о безопасности пищевых продуктов, а в 2014-м – метод расчета загрязнения продукции. То есть, если раньше нормировалось только содержание бензопирена, то в 2012-м в Евросоюзе было принято решение о регулировании еще четырех дополнительных полициклических ароматических углеводородов. С выполнением этой нормы возникли определенные сложности, поскольку все регулировалось под бензопирен, а тут оказалось, что нужно учитывать еще и новые параметры. Это заметили как российские коллеги, так и в странах Евросоюза. Это не значит, что там сплошные какие-то отклонения. Просто возникла необходимость в регулировке технологических процессов”, – пояснил Завадский.
Специалист отметил, что на настоящий момент сроки запрета нигде официально не оговорены, добавил он. Однако следуя из заявлений руководства Россельхознадзора, пока речь идет о сроке до декабря текущего года. “В отчете Россельхознадзора указано, что латвийская сторона может представить свои комментарии, возражения или дополнения к тем фактам, которые изложены в отчете об инспекционной поездке. В зависимости от этого российская сторона оценит возможность отмены санкций, либо примет решение о дополнительной проверке”, – сказал специалист. В интервью радиостанции Завадский также рассказал, что пока не идет речи о какой-то катастрофе в связи запретом поставки рыбных консервов из Латвии на Россию. Тем не менее, ситуация, по его словам, очень серьезная. Свою обеспокоенность по этому поводу уже выразил ряд государственных структур Латвии.
“Главы Минземледелия, Минэкономики и Минблага встречались с производителями и оценивали ситуацию еще до того, как мы получили официальную информацию об установлении временного ограничения на экспорт из Латвии. Обсуждались вопросы о том, какими могут быть кратковременные и долгосрочные решения в зависимости от срока, на который будет заблокирован экспорт. Шпроты – специфический продукт, который был очень популярен в советское время, соответственно, и в постсоветском пространстве. Но потребуется много времени, что приучить потребителя к новому продукту. К тому же, рыбоперерабатывающие предприятия часто являются одними из немногих работодателей в прибрежных районах, соответственно, снижение объемов реализации приведет к временному прекращению производства. А это значит, что у людей не будет работы, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому это довольно серьезная проблема, которую надо решать на всех возможных уровнях”, – заключил представитель Продовольственно-ветеринарной службы. (Лета/ Пищепром Украины и мира)