В апреле 2011 г. заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский заявил на пресс-конференции, что наибольшая часть наценки на рыбу – до 70% – образуется на этапе посредников (“серая зона”) и торговых сетей. Именно этот сектор должен был стать предметом дальнейшего расследования антимонопольной службы.
Однако спустя год внимание ведомства оказалось приковано не к посредникам-перепродавцам, а к рыбодобытчикам. Их обвинили в создании картеля на рынке икры минтая и наказали рублем. При этом максимальные штрафы – на десятки миллионов рублей – получили предприятия, которые поставляли большую часть продукции на российский рынок, а компании, работающие преимущественно на экспорт, отделались легким испугом. “Меня очень удивило и заключение ФАС в отношении минтаевого дела и тем более решение Арбитражного суда города ММосквы, подтвердившего его законность”, – сообщил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов в интервью Fishnews. Он отметил, что федеральное агентство будет следить за развитием дела в следующих инстанциях. Замглавы Росрыболовства рассказал, что рыбаки возмущены санкциями и не сидят сложа руки. Активно судятся сахалинские предприятия, которые вообще не подписывали никаких соглашений и все равно получили предписания об уплате штрафов. Камчатские компании тоже настроены решительно и собираются отстаивать свои права в суде.
“Поразительно, но самый большой штраф достался Преображенской базе тралового флота – только за то, что она осуществляла самые крупные поставки минтая на внутренний рынок, – обратил внимание Василий Соколов. – Такой абсурд даже представить сложно! Получается, что чем больше рыбы ты везешь в Россию, тем больше ты виноват. Что это, как не прямое подталкивание рыбаков к продаже рыбы за границу?” Руководство ПБТФ направило обращения в различные инстанции: в администрацию Президента РФ, Правительство, Министерство сельского хозяйства, эти письма поступали на рассмотрение и в Росрыболовство. “Со своей стороны, мы сообщили, что нормы по выходу икры, которые присутствуют в Правилах рыболовства, научно обоснованы, направлены на сохранение запасов и противодействие браконьерству. В этой части в пределах своей компетенции мы считаем, что Преображенская база тралового флота, как, впрочем, и все остальные, кто брал на себя добровольные обязательства по их соблюдению, действовала в рамках рыбоохранного законодательства”, – подчеркнул заместитель руководителя Росрыболовства.
По его мнению, сложившаяся ситуация сродни тому, как если бы рыбаки все вместе подписали обязательство не заниматься браконьерством и их за это наказали. “Потому что по факту это одно и то же. Я об этом говорил на заседании комиссии ФАС, не знаю, почему меня не услышали те, кто вел разбирательство”, – заметил собеседник. Представитель федерального агентства обратил внимание на то, что эффективность любых природоохранных мер связана с высокой сознательностью пользователей, но в нынешней ситуации требовать от рыбаков какой-то сознательности очень сложно. “Ведь фактически получается, что как только наши рыбаки из чувства самосохранения – все-таки свои запасы никому не хочется угробить, все хотят работать долго и счастливо – предприняли определенные шаги, в полной мере отвечающие государственной политике использования водных биоресурсов, то сразу получили за это и очень жестоко. Во-первых, полностью очернили репутацию всей отрасли, а во-вторых, еще и наказали рублем”, – констатировал В. Соколов. (Крестьянские ведомости/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)