Тепличные хозяйства – одна из наиболее эффективных и рентабельных отраслей сельхозпроизводства. Сегодня в стране действует больше 900 теплиц, общая площадь которых составляет примерно 125 га. Тепличные хозяйства составляют заметную долю в общем объеме сельхозпроизводства. В год они производят около 10 тыс. т продукции, которая обеспечивает в основном потребности внутреннего рынка. Вклад этих хозяйств мог быть значительно выше, если бы государство оказывало отрасли больше внимания. Не раз рассказывалось о деятельности Ассоциации тепличных хозяйств. Но возможности общественной организации ограничены, и решить всех проблем она, естественно, не может. Необходима помощь государства, которое могло бы привлекать инвестиции, предоставлять фермерам льготные кредиты, обеспечивать по приемлемым ценам семенным материалом и удобрениями, помогать с реализацией продукции. Проблема, казалось бы, на поверхности, о ней много пишут и говорят. Но дальше разговоров дело не продвигается. А ведь благодаря природно-климатическим условиям и обилию солнечных дней в году Армения могла бы стать региональным центром по тепличному овощеводству и цветоводству.
И вот, кажется, дело сдвигается с мертвой точки. Проблемой этой озадачилась частная организация – Центр продвижения армянского урожая (ЦПАУ), созданная в ноябре прошлого года. В чем заключаются цели и задачи центра, рассказывает руководитель отдела маркетинга и внешних связей ЦПАУ Армен Арутюнян.
– Почему вы выбрали именно тепличный бизнес?
– Мы провели исследование рынка, пытались выяснить, какие конкурентные преимущества имеет эта сфера. И пришли к выводу, что в тепличном бизнесе таких преимуществ более чем достаточно. Это и обилие солнечных дней в году, и наличие горных и предгорных районов, наиболее подходящих для ведения бизнеса. В стране достаточно свободных, неиспользуемых земель плюс большой спрос на армянские овощи на внешних рынках, причем по качеству и цене наша продукция более чем конкурентоспособна. На сегодняшний день тепличные хозяйства – наиболее рентабельная и наименее рисковая отрасль сельского хозяйства, поскольку меньше подвержена природным воздействиям, да и урожаи можно получать несколько раз в год. И объемы тепличной продукции на единицу площади существенно выше, чем на открытом грунте. Если Голландия, уступающая Армении по природно-климатическим условиям, является одним из признанных мировых лидеров в этом сегменте сельхозпроизводства, то почему бы нашей стране не стать лидером в этой отрасли в регионе?
– Судя по названию, организация намерена взять на себя некоторые функции государства…
– Сегодня в международной практике есть немало частных организаций и компаний, которые пытаются вовлечься в сферы гуманитарной деятельности, содействуют развитию различных отраслей экономики, внедрению современных технологий. И если раньше большинство подобных организаций преследовало в основном цель получения прибыли, то сегодня цели несколько иные. Вместо английского термина profit (выгода, доход) сейчас гораздо популярнее стал термин benefit, то есть тоже прибыль, но предполагающая общую пользу, в том числе и социальную, всему обществу. То есть прибыль идет не только компании, но и общественности, всей стране. Что касается нашей организации, то мы хотим в первую очередь содействовать развитию в Армении овощеводческого и даже несколько шире – растениеводческого кластера. То есть речь идет не о вложении средств в ту или иную конкретную организацию, компанию или ферму, а о создании соответствующих условий, инфраструктуры – физической и нефизической – для развития этой сферы. А наша организация свой доход будет получать от предоставления услуг. Сегодня уже сформирована команда, в которую привлечены лучшие специалисты разных областей – агрономы, теплоэнергетики, инженеры тепличных хозяйств, финансисты, маркетологи и другие. Говоря о нефизической инфраструктуре, я как раз имел в виду использование человеческих ресурсов. Сами мы производством заниматься не будем, а будем, как уже отметил, создавать условия для производства, содействовать сбыту продукции. Идея в том, чтобы создать единый армянский брэнд, под которым будет выступать вся овощеводческая продукция, и продвигать ее за пределы страны. Но это лишь один компонент. Теперь о другом направлении нашей деятельности. Предположим, некий бизнесмен собирается начать строительство тепличного хозяйства. Точных данных о том, где, в каком районе страны наиболее благоприятны условия для занятия тепличным бизнесом, у него нет. А ведь существует немало критериев для выбора места, в том числе средняя температура воздуха, продолжительность солнечного дня и количество солнечных дней в году, высота над уровнем моря и т. д. Так вот, наши специалисты помогут выбрать наиболее оптимальное место для занятия этой деятельностью.
– Но ведь существует Союз тепличных хозяйств, который владеет всей этой информацией и помогает своим членам. Вы же не собираетесь дублировать их работу.
– Отнюдь. Второй союз создавать мы вовсе не намерены. Различие, и довольно существенное, в том, что если союз работает в основном в одном из звеньев, то мы будем содействовать фермерам по всей цепочке – становление, производство, управление, организация сбора урожая, выход на рынок и продвижение продукции. То есть у нас будет замкнутый цикл. Кроме того, мы заинтересованы в привлечении в страну зарубежных инвестиций. Придя в Армению и обратившись к нам, инвестор будет уверен, что получит полную и объективную информацию. Сегодня мы работаем также над тем, чтобы привлечь кредиты под приемлемые проценты.
– Ваша организация намерена содействовать строительству около 500 га теплиц. Какой срок потребуется для реализации этой программы, если учесть, что общая площадь теплиц сегодня составляет около 120 га?
– 500 га теплиц – это конечная цель нашей общей программы. Но она разделена на несколько этапов. Ближайший, первый этап – это создание тепличных хозяйств площадью от 35 до 70 га, что, по нашим подсчетам, займет примерно 3-5 лет.
– Что будет выращиваться в этих теплицах?
– Сегодня в армянских теплицах выращиваются в основном четыре культуры: помидоры, огурцы, сладкий перец и цветы. Мы проводили маркетинговые исследования рынков России и Ближнего Востока, определили, какая продукция там будет наиболее востребована. Мы предоставим фермерам бизнес-планы, в которых будет содержаться информация о рентабельности той или иной культуры, потенциальном спросе на нее в конкретных странах. Исходя из этого, фермер сделает конечный выбор.
– Кто будет финансировать строительство теплиц?
– Мы выступим в роли посредников – свяжем инвесторов с производителями оборудования и строительными организациями. Поскольку мы будем представлять нескольких инвесторов, то и заказы на тепличное оборудование будут достаточно солидными, а значит, и цены на них значительно ниже. Вот вы говорили о дублировании деятельности Союза тепличных хозяйств. Да, союз также занимается приобретением оборудования для своих членов. Но возможности у них иные, они привозят оборудование и технологии максимум для нескольких хозяйств. У нас же закупки будут на порядок больше, а значит, и цены на них оптовые. То есть у наших инвесторов будут льготные условия. Хочу также отметить, что одним из условий привлечения международных структур для создания тепличных хозяйств является то, что некоторые материалы и элементы конструкций теплиц должны быть местного производства. В этом заключается один из принципов кластера, о котором я говорил выше.
– По мнению специалистов, строительство 1 га теплиц обходится примерно от $700-800 тыс. до $1 млн. Понятно, что такими средствами фермеры не располагают. Вряд ли у них есть деньги на создание теплицы площадью даже в десять раз меньшей. Вы говорите, что эти средства вложат зарубежные инвесторы, а также некоторые местные крупные предприниматели. Получается, что акцент опять-таки ставится на крупный бизнес, на укрупнение фермерских хозяйств. Отсюда вопрос: что будет иметь в итоге от вашего проекта сельчанин, мелкий фермер?
– Я бы так не ставил вопрос. Во-первых, нужно учесть, что производимая крупными теплицами продукция предусмотрена в основном для реализации на внешних рынках. Во-вторых, проект создания тепличных зон хоть и является стержневым в нашей программе, тем не менее ведущая роль принадлежит организации всего комплекса логистики – начиная от мощностей по заготовке урожая, его сортировке и упаковке и кончая транспортировкой и реализацией на внешних рынках. Именно этих технических и институциональных возможностей не хватает крестьянину. Мелкие производители, получающие в среднем по 1 т продукции, не в состоянии решать вопросы экспорта, не могут обеспечивать крупные партии поставок, соблюдать установленные оптовыми покупателями ритмичные графики поставок. В альянсе же с крупными теплицами и логистическими структурами доступ на внешние рынки становится для них возможен. В наших планах – создание такой логистической схемы, которая будет учитывать не только сезонные особенности, но и потребности как крупных, так и мелких и средних производителей, продвигать их продукцию синхронно и под единым брэндом. Это именно тот случай, когда интересы мелких хозяйств эффективно совпадают с интересами крупных производителей. Более того, такое партнерство позволит сельчанину получать поддержку в селекционной работе, пользоваться новыми технологиями. К сказанному стоит добавить, что с созданием крупных теплиц облегчится выход на внешние рынки, и что важно – в селах откроются сотни рабочих мест. По подсчетам специалистов, 1 га закрытого грунта обеспечивает работой 14-15 человек. Следовательно, в масштабах страны мы будем иметь примерно 7-7,5 тыс. новых рабочих мест. И это не считая работы в сопутствующих сферах – по сортировке, упаковке и транспортировке продукции. Словом, от этого проекта село однозначно будет в выигрыше. И еще. Одно из важных направлений нашей работы – привлечение кредитов под низкие проценты. Это даст возможность предпринимателям, в том числе фермерам, создавать небольшие хозяйства и теплицы. Я говорил, что мы намерены создать общий брэнд армянской овощной продукции. Он будет распространяться не только на продукцию вновь созданных тепличных хозяйств, но на всю без исключения овощеводческую продукцию. Наши специалисты разработают критерии качества, сортности, экологичности и т. д., по которым будет отбираться продукция. И если выращенные мелким фермером овощи будут отвечать критериям, то он может претендовать на то, чтобы его продукция продвигалась под общим армянским брэндом.
– Где вы собираетесь реализовывать эту продукцию? Есть ли у вас зарубежные партнеры, закупочные организации, готовые приобретать наши овощи?
– Хороший вопрос. Армянская тепличная продукция реализуется в основном на местном рынке. И не потому, что она некачественная или неконкурентоспособная. Проблема в том, что наши тепличные хозяйства пока не могут обеспечивать достаточные объемы продукции, которые были бы интересным зарубежным, тем же российским импортерам. Создав же общий брэнд на армянские овощи, мы сможем обеспечить достаточные объемы, а также стабильность поставок, что очень важно для потенциальных импортеров.
– Вы ориентируетесь главным образом на рынок России?
– Не только. Для нас приоритетны и другие рынки – соседней Грузии, Украины, Казахстана, а также Ближнего Востока. Что касается европейских рынков, то это уже второй этап. Создав безупречную систему обеспечения качества и экологичности продукции, можно будет замахнуться и на Европу.
– Содействует ли государство реализации вашего проекта?
– В техническом плане государство во многом содействует нашей работе. Мы сотрудничаем с Армянским агентством развития. Особых льгот и преференций мы не ждем, но вот в вопросах получения необходимых разрешений, документов и лицензий надеемся на конструктивное сотрудничество со всеми госорганами.
– Современные теплицы должны быть оснащены новейшим оборудованием и технологиями – капельным орошением, компьютерным обеспечением и т. д. Такое оборудование производится в Голландии, Израиле, Италии, Иране и других странах. С кем намерены сотрудничать?
– Наша рабочая группа выезжала в Голландию для участия в выставке Horti Fair 2011, где было представлено все, что касается выращивания растений, овощей, цветов, а также оборудования, удобрений, химикатов и т. д. Там мы встретились с представителями нескольких компаний, производящих тепличные конструкции и оборудование. С некоторыми из них уже есть предварительная договоренность. Но этим мы, конечно, не ограничимся и продолжим поиск наиболее приемлемых предложений. Чтобы обеспечить прозрачность тендера, мы разослали наши запросы примерно 60 компаниям в Голландии, Франции, Корее и Китае, предоставили им информацию о природно-климатических условиях Армении, наши требования и условия. Получив предложения, выберем наиболее оптимальные и менее затратные – с учетом соотношения цены и качества, производительности технологий, сроков поставок и монтажа оборудования.
– И последний вопрос. В каких регионах страны вы намерены строить тепличные хозяйства?
– Уже сейчас могу сказать, что одна из зон предполагаемого строительства будет в Гегаркуникском марзе. Намечено развивать тепличные зоны еще в 7-8 регионах страны. В каких конкретно, определят на основе предоставленной нами информации армянские специалисты совместно с голландскими коллегами, визит которых мы ожидаем в ближайшее время. (Деловой экспресс/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)