Экспортный бум грузинских приправ и специй так же резко закончился, как и начался. В этом году данное направление экспорта демонстрирует спад, передаёт EastFruit.
За 9 месяцев 2025 года было экспортировано лишь 4 302 тонны приправ и специй на общую сумму $17,8 млн. Для сравнения, валютная выручка от экспорта приправ и специй в тот же период 2024 года составляла $31,2 млн. За год она сократилась на 43%.
Главным внешним рынком сбыта остается Китай. Именно на него пришлось более 61% валютной выручки и почти 60% от общего объема экспортных поставок. Хотя за год валютная выручка с китайского направления сократилась на 57,1%, а объемы поставок упали на 59,4%. В основном Поднебесная закупает лавровый лист, пишет Spress.ge. Другие грузинские приправы и специи КНР особо не интересуют.
TOP-10 экспортных направлений за 9 месяцев 2025 года:
— Китай: 2.571 тонна на сумму $10,9 млн;
— россия: 890 тонн на сумму $4,6 млн;
— Украина: 216 тонн на сумму $852 тыс.;
— Узбекистан: 319 тонн на сумму $261 тыс.;
— Испания: 20 тонн на сумму $235 тыс.;
— Армения: 81 тонна на сумму $165 тыс.;
— Казахстан 45 тонн на сумму $138 тыс.;
— Молдова: 20 тонн на сумму $78 тыс.;
— Турция: 22 тонны на сумму $66 тыс.;
— Вьетнам: 19 тонн на сумму $63 тыс.
Рекордным для грузинского экспорта приправ и специй стал 2024 год. Тогда было экспортировано 6 983 тонны данной продукции на сумму $41,8 млн. Резкий рост экспортных поставок стартовал еще в 2023 году, с возникновением нового для грузинского рынка китайского спроса. Тогда как начиная с 2025 года, намечается постепенный спад.
Динамика экспортных поставок по годам:
— 2021 год: 1 627 тонн на сумму $3,1 млн;
— 2022 год: 2 282 тонны на сумму $4,9 млн;
— 2023 год: 3 423 тонны на сумму $10 млн;
— 2024 год: 6 983 тонны на сумму $41,8 млн;
— 9 месяцев 2025 года: 4 302 тонны на сумму $17,8 млн.
По мнению аналитика Вахтанга Мгеладзе, данный спад объясняется как объективными, так и субъективными причинами.
«За падением экспорта кроется несколько основных причин, как субъективных, так и объективных. Во-первых, в погоне за легкой наживой некоторые грузинские аграрии, а в особенности перекупщики начали портить рынок. Они попытались взвинтить цены, а также подсунуть некондиционный товар. Во-вторых, выросла себестоимость продукции. Тут сказался рост стоимости жизни, что привело к увеличению ставок оплаты труда. В итоге, цены на грузинский лавровый лист стали для китайского рынка уже не такими привлекательными, как были раньше. Китайский бизнес умеет считать деньги и не любит зря переплачивать», — пояснил Вахтанг Мгеладзе. (EastFruit)
