После начала полномасштабного вооруженного вторжения в марте и апреле экспорт муки практически остановился. За два месяца – 1,5 тыс. тонн. Это и понятно, пока одни находились в ступоре, другие наполняли склады и продовольственные магазины. Порты, основная экспортная дорога, использовать невозможно. Транзитные пути через Румынию не изведаны, ЕС закрыт пошлиной и квотами. Но наши люди никогда не опускают руки, особенно когда Европа открылась для украинской продукции, транзитные маршруты постепенно освоили и Молдова осталась на своем месте. И тихим сапом понемногу, начиная с 1,4 тыс. тонн в мае, экспорт в последнем квартале 2022 года превысил прошлогодние показатели за тот же период. Да и в абсолютных цифрах достиг 13,5 – 16,8 тыс. тонн, что выглядит очень неплохо и обнадеживающе.
Прослеживается интересная тенденция увеличения и разнообразия экспортеров. Никуда не подевались «гранды», но мелкие экспортеры резко в разы увеличили объемы и на внешний рынок вышло много новых игроков. Причем, новых не только на внешнем рынке, поскольку в Украине все они давно и успешно работали, но и тех, кто в переработке зерна раньше не замечен.
Из известных мельников это, например:
Ужгородское ООО «Влад», производящее обычно по 800-1100 тонн муки в месяц: отгрузив в третьем квартале, для начала, 572 тонны муки на внешние рынки, в последний квартал года экспортировало почти 2000 тонн.
Калушский КХП, экспортировавший в последние годы все меньше, резко рванул и выдал личный рекорд – более восьми тысяч тонн, такого не было никогда.
«Ньюсфера» из Шостки, которая и на внутреннем рынке работала время от времени, отгрузила за границу около 2000 тонн продукции.
А также Стрыйский КХП №1, Луцкий КХП, которые не радуют в мирное время своей продукцией, правильно воспользовавшись нужной локацией, быстро влились в ряды экспортеров. Также благодаря своему расположению вблизи западных границ Украины экспортом занялись множество мелких мельниц и просто продавцов муки.
Несмотря на то, что результат 2022 оказался самым низким за последние 9 лет.
лет, однако подобный результат в военных условиях, безусловно, является высоким достижением украинских мукомолей. Если учесть, что 83,6% всего объема экспорта было отгружено во второй половине года, иначе говоря, в первом полугодии 2022/23 МГ, то результат находится в пределах последних лет и имеет явную тенденцию к улучшению ближе к окончанию МГ.
Второй квартал года прошел в поисках логистических возможностей, пробных отгрузках и т.д. Одним из решающих факторов стало решение ЕС об открытии европейских рынков для украинской продукции, снятии квот и отмене пошлин. После этого освоение европейского рынка пошло гораздо веселее. И вылилось в глобальное изменение географии поставок украинской муки.
Закрытие украинских портов и отсутствие возможности использовать морские пути для экспорта продукции заставили мукомолов искать новые пути на мировом рынке. Выбор был невелик: авто и железнодорожный транспорт к потребителю или ближайшему зарубежному порту. Удовольствие не дешевое и в мирное время, сейчас стало очень дорогим. Как следствие, дешевле всего было транспортировать в страны, непосредственно граничащие с Украиной. Сначала – в порт, где перегрузить в контейнеры. После снятия для Украины торговых ограничений Европейским Союзом – для реализации внутри ЕС.
Больше всего было отгружено в Молдову, для которой не изменилась логистика. Туда и раньше отгружали только наземный транспорт. Поэтому объемы экспортируемой продукции не сильно отличались от отгрузок последних лет и были даже несколько выше. А вот снабжение Польшей можно назвать настоящим прорывом! И не только потому, что это европейская страна, а потому, что Польша сама производит, в среднем, 3,7 млн тонн муки в год и отнюдь не страдает дефицитом этой продукции. Но соотношение цена/качество плюс умение торговать помогло нашим коллегам продать в Польше почти 10 тыс. тонн. И это практически за три последних месяца, когда было отгружено 7600 тонн. Думаю, в 2023 году мы будем приятно удивлены объемами, которые оседают в союзной стране. Кроме Польши, достаточно много было отгружено как в приграничные европейские страны – Румынию, Венгрию и Словакию, так и в отдаленнее: Хорватию, Литву – 1676 тонн; Чехию – 1043; Германию – 1020; Болгарию – 726. А также в Латвию, Грузию, Швецию, Кипр, Албанию, Нидерланды, Испанию, Грецию, Северную Македонию, Словению и Бельгию. Словом, отгружали практически по всей Европе.
Конечно, ситуация в стране отразилась на ценах. В первую очередь, конечно, на стоимости сырья, которое невозможно было экспортировать. Неэтично было говорить, но это было на руку мукомелам. Иначе было бы очень сложно покупать зерно для переработки и обеспечения продовольственной безопасности страны. Народ наш патриотический, но некоторые люди (я так думаю!) предпочли бы дороже продать урожай экспортерам, чем думать о возможном голоде в стране.
Поскольку после 24 февраля экспортировать через украинские порты стало невозможным, автомобильный транспорт стал основным средством доставки покупателю или портам Румынии. Всего автотранспортом было перевезено 45476 тонн. Из них в контейнерах 4523 тонны. Еще 7062 тонны муки в контейнерах были перевезены на железнодорожных платформах. 13496 тонн – вагонами. И морскими судами, контейнеровозами, паромами – 12 697. Понятно, что часть перевозимой по суше продукции дальше грузилось на морские суда. (Новости/Пищепром Украины)