Rabobank опубликовал отчет об основных тенденциях развития мирового ягодного рынка. По мнению аналитиков, ближайшие годы для представителей ягодного бизнеса будут нелегкими. Высокая инфляция будет негативно влиять на потребительский спрос. Снижение доходов покупателей заставляет мировых производителей ягод искать новые стратегии роста в изменившихся условиях.
В 2022 году предложение в ягодной отрасли во фреш-сегменте на мировом рынке снова увеличилось. Экспорт голубики демонстрирует устойчивый рост, который продолжится в ближайшие годы, благодаря расширению производства в таких странах, как Перу, Мексика и Марокко. Объем производства и экспорт малины и ежевики скорее стабильны, но также пока не демонстрируют признаков стагнации. Стабильность демонстрируют и продажи земляники садовой.
Ягодоводов беспокоят снижающиеся доходы покупателей и падающий спрос на ягоды. Потребители уменьшили траты на продукты питания. Об этом красноречиво свидетельствует популярность дискаунтеров. Но как эти факторы повлияют на потребление ягод в следующем году, пока оценить сложно.
Во время глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов ягоды все еще оставались нишевой категорией, и их быстрый рост потребления начался лишь несколько лет спустя. Участники отрасли полагают, что доходы потребителей напрямую влияют на покупку свежих ягод. Позволить себе покупать постоянно свежую малину или ежевику смогут потребители с уровнем доходов выше среднего.
В первой половине 2022 года земляника садовая была одной из самых популярных категорий свежих фруктов по объему продаж как в Нидерландах, так и в Германии. В основном это было связано с относительно низким уровнем цен в текущем году. В то же время розничные продажи яблок упали, даже несмотря на более низкий уровень цен по сравнению с предыдущим годом. Это может указывать на то, что цена не является единственным решающим стимулом для покупателей, но что другие факторы, включая предполагаемую пользу для здоровья и вкус, также важны и они продолжат оказывать влияние на рынок ягод в долгосрочной перспективе.
Независимо от того, насколько сложной является нынешняя ситуация, ее также можно рассматривать как своевременный сигнал для ягодного сектора. Ухудшающаяся ситуация на рынке побудит производителей перейти от тезиса «сосредоточения на большем» к тезису «сосредоточению на большем с меньшими затратами» и, в конечном счете, к «сосредоточению на производстве лучшего с меньшими затратами».
Производители по всему миру дважды подумают, прежде чем расширять свои площади выращивания, и часто предпочитают заменять старые сорта новыми, более качественными и продуктивными. Кроме того, несколько южноамериканских производителей ягод начали производство в Европе, ближе к потребителям, что часто улучшает качество ягод и снижает издержки. Супермаркеты в Европе и США представляют линейки ягод премиум сегмента. Для сокращения использования пластика вводятся упаковки большего размера. Также наблюдается прогресс в разработке решений для автоматизации уборки урожая. (АПК-Информ/Пищепром Украины)