Согласно новому отчету Рабобанк, рынок детских смесей Китая, крупнейший в мире, с большой вероятностью будет неуклонно сокращаться. Среди основных факторов, оказывающих сильное влияние на этот сегмент, — рост конкуренции со стороны китайских производителей, снижение рождаемости, высокие регуляторные риски и необходимость дифференциации, сообщает The DairyNews.
Последние несколько лет китайский рынок детских смесей постепенно консолидировался, в результате чего увеличилась доля местных игроков, которые все это время успешно развивали свои бренды, совершенствовали цепочки поставок и налаживали дистрибуцию, особенно путем расширения своего присутствия в небольших городах. Нарастающий национализм среди молодых китайских потребителей, дополнительное продвижение в СМИ и ограничение международных поездок только усилили эту тенденцию.
Тем не менее, этот сегмент сталкивается с определенными проблемами, подчеркивают специалисты Рабобанк. Несмотря на то, что последние 8 лет Китай смягчил политику в отношении рождаемости, с 2016 года количество рожденных детей ежегодно сокращалось на 9%, а в 2021 году и вовсе ожидается спад рождаемости до 16%.
— Если эти прогнозы сбудутся и в 2022 году этот показатель составит 20% в годовом исчислении (а это уровень 2020 года), это будет означать сокращение числа потребителей детских смесей на 13% и 7% соответственно в 2021 и 2022 годах, — отмечает Сэнди Чен, старший аналитик молочного рынка Rabobank.
Помимо демографических препятствий, конкуренции, регуляторных рисков (таких как ограничение на рекламу и маркетинг), а также возможного давления «премиализации» из-за ограниченной дифференциации создают структурную неопределенность в отношении будущего развития рынка детского питания. А значит, что этот сектор на китайском рынке столкнется с риском более сдержанных прогнозов по доходам и рентабельности, если игроки не добьются успеха в реализации выбранных ими стратегий
— В течение следующих пяти лет Китай, скорее всего, останется крупнейшим рынком детских смесей, но он будет стагнировать и сокращаться, — пояснила Сэнди Чен.
Ожидания роста стоимости за счет премиализации, — перехода на более дорогостоящие товары, — могут столкнуться с неопределенностью текущей ценовой среды, но потребность в дифференциации продуктов останется одним из способов завоевания популярности у потребителей.
— В условиях жесткой конкуренции игроки отрасли должны будут знать, как быстро дифференциация может превратиться в новый товар, так что давление в пользу инновационных подходов, вероятно, будет еще выше, чем раньше, — комментирует аналитик Рабобанк.
Приобретения проложат участникам отрасли путь к увеличению доли на рынке и росту продаж, а местные игроки вполне смогут воспользоваться конкурентными преимуществами перед зарубежными аналогами благодаря статусу первопроходцев на рынке.
— Если Китай будет оказывать поддержку семьям с низким доходом, он, скорее всего, будет отдавать предпочтение известным отечественным игрокам и/или лидерам лоу-костерам сегмента, — считает Сэнди Чен.
Компании-производители детского питания, рассчитывающие на китайский рынок, должны учитывать, что времена меняются, — как с рыночной, так и с регуляторной точек зрения, резюмируют эксперты Рабобанк. (DairyNews.ru/Пищепром Украины)