До окончания сезона массового сбора черешни в Узбекистане остаются считанные дни. Как и прогнозировали специа-листы EastFruit в конце прошлой недели, цены на качественную узбекскую черешню калибра 26+ и на этой неделе про-должали снижаться. В результате, цены на черешню в Узбекистане в конце сезона уборки оказались рекордно низкими для последних лет, несмотря на то, что на старте сезона они были рекордно высокими, а общий урожай черешни в стране существенно снизился.
По состоянию на 10 июня 2021 года средние оптовые цены на черешню калибра более 26 мм составили $1,42 за кг, снизившись на 17% за неделю. Кроме того, они были на 25% ниже, чем в это же время в прошлом году и ровно на треть ниже, чем в 2019 году на эту же дату. Кстати, уже на следующей неделе цены на черешню крупного калибра могут ста-билизироваться, т.к. её предложение начнёт снижаться.
Что касается черешни мелкого калибра (диаметром менее 26 мм), средние оптовые цены на неё почти соответствуют прошлогоднему уровне – около 10 тыс. сум или $0,95 за кг . Получается, что цены на более ценную черешню, которая подходит для экспорта, в течение сезона снижались значительно быстрее, чем цены на менее крупную черешню?! В этом ведь нет, на первый взгляд, никакой логики?!
Однако, логика есть, и она достаточно очевидная, если отслеживать рынок черешни не в масштабе одной страны, а в масштабе всего региона.
Основные потребители узбекской черешни крупного калибра – это внешние рынки. Поскольку узбекский потребитель небогат, то отборную крупную черешню отправляют, преимущественно, за границу, где за неё готовы заплатить гораздо больше, чем в Узбекистане.
Поэтому, очевидно, нужно искать причины сравнительно более низких цен на узбекскую черешню за пределами страны, а именно на основных внешних рынках. Точнее на одном, главном рынке сбыта узбекской черешни – на рынке России. А в России в этом году наблюдается усиление уровня конкуренции со стороны турецких, иранских и азербайджанских экспортёров этих косточковых фруктов.
Турция, в частности, в этом году потеряла доступ к важнейшему рынку сбыта черешни, каким был для неё Китай, по-этому усилила ориентацию на рынок России и нарастила предложение. Кроме того, в Турции не было проблем с замо-розками, а площади под черешней и объёмы производства данного фрукта в Турции растут ежегодно. Также Турция имеет большое преимущество перед Узбекистаном по качеству черешни, т.к. использует самые современные техноло-гии доработки, охлаждая продукцию с помощью мобильных гидрокулингов и сортируя её с помощью оптических сорти-ровочных линий. Такая черешня привлекает покупателей и дольше сохраняет свою свежесть, как на полке супермарке-та, так и у потребителей дома.
Кстати, нужно также заметить, что Грузия, которая имеет большое преимущество перед Узбекистаном в стоимости ло-гистики, стала в последнее время поставлять всё больше черешни на рынок России, хотя объёмы экспорта черешни из Грузии пока что сравнительно невелики.
А вот Молдова, сезон экспорта черешни которой на рынок РФ лишь немного пересекается с узбекским сезоном экспор-та, в этом году объёмы экспорта черешни может снова снизить. А значит этот фактор решающего влияния на цены в ближайшее время не окажет.
Касательно черешни меньше калибра (менее 26 мм), то основной ее потребитель – это внутренний рынок. А здесь ра-ботает вполне понятная закономерность. Как правило, начавшись с высоких стартовых цен в первой декаде мая (нача-ло сбора) цены существенно снижаются ближе к концу мая, затем до конца сезона цены падают куда более медленны-ми темпами. Это объясняется отложенным спросом со стороны населения: в виду высоких стартовых цен многие по-требители занимают так называемую выжидательную позицию в надежде на снижение цен, если покупают, то в не-больших количествах. Значительное снижение цен и близость (по мере приближения) завершения сезона сбора увели-чивает спрос со стороны населения, и тем самым оказывает поддержку ценам на черешню калибра менее 26 мм. Во второй половине июня черешня даже мелкого калибра нередко растёт в цене. (АПК-Информ/Пищепром Украины)