В настоящее время между АО «Укрзализныця» и экспедиторскими компаниями, которые занимаются перевозом зерна, возник спор из-за стоимости услуг. Однако УЗ заняла правильную позицию относительно требований экспедиторов, отказавшись расторгнуть договоры на поставку зерновозов. Такое мнение озвучил заместитель председателя Всеукраинской Аграрной Рады Михаил Соколов, пишет 8 декабря пресс-служба ассоциации.
Летом, подписав договоры на использование зерновозов с «Укрзализныцей», экспедиторы получили оптовую скидку почти вдвое в обмен на гарантированный объем заказов. При розничной цене в 1136 грн/сут. оптовая составляла 584-682 грн при подписании контракта на 9-12 месяцев. Однако из-за более низкого ожидаемого урожая масличных культур цены на зерновозы упали. И теперь экспедиторы требуют расторгнуть договоры и не применять к ним штрафных санкций. Аргументируют тем, что несут убытки, поскольку вынуждены поставлять зерновозы по более низкой цене, чем закупочная.
«Однако УЗ действительно не может поступить иначе: если бы в компании решили искусственно удерживать высокую стоимость аренды вагонов, опираясь на свое доминирующее положение на рынке, это было бы злоупотреблением монопольным положением. И в ситуацию должен был бы вмешаться Антимонопольный комитет. Если же руководство УЗ пойдет на добровольное расторжение договоров, то это умышленное нанесение убытков государственному предприятию, а за это предусмотрена уголовная ответственность», – пояснил М.Соколов.
Также, добавил он, экспедиторам стоит лучше планировать свою рыночную стратегию. В т.ч. закладывать резервы под коммерческий риск падения стоимости аренды вагонов.
«Кроме этого, можно было бы застраховать свои коммерческие риски от падения цены аренды вагонов. Однако этого, очевидно, никто не сделал. Вместе с тем, любые попытки удержать цены на вагоны на высоком уровне противоречат интересам аграриев. Как противоречат им и попытки экспедиторов избежать обязательств по выполнению договоров перед УЗ», – резюмировал эксперт. (АПК-Информ/Пищепром Украины)