У отечественных товаропроизводителей мяса и мясной продукции есть все шансы на высокую конкурентоспособность на мировом рынке. Об этом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал генеральный директор АО «Aitas kz» Серик Толукпаев. К концу 2019 года будет подготовлена протеиновая стратегия страны. Наш собеседник дал свой прогноз относительно рисков отрасли, с которыми предстоит столкнуться всем участникам сектора.
– Серик, насколько производимые в стране объемы говядины, конины и мяса птицы удовлетворяют спрос населения?
– Потребности населения в мясе птицы производители сейчас удовлетворяют на 55%, остальные 45% всего объема завозятся извне. Касательно говядины и конины можно констатировать весьма скромный объем экспорта. По данным экспертов, на этот год поставлен план порядка 15-20 тыс. тонн. Но, несмотря на невысокие показатели экспорта отечественного мяса, можно сказать, что внутренний рынок Казахстана удовлетворен на 100%. Объем производства говядины в республике составляет порядка 500 тыс. тонн в год, примерно столько потребляет население. Вместе с тем, в Казахстане производится около 150 тыс. тонн баранины, что также удовлетворяет потребности внутреннего рынка. Если быть более конкретным, это порядка 8 кг баранины на душу населения и около 27 кг говядины. Что касается курицы, то это около 22-23 кг на человека в год.
– Насколько наши товаропроизводители конкурентоспособны?
– Само понятие конкурентоспособности в нашей стране достаточно условное. Если говорить о промышленном производстве в настоящее время, то местные компании могут составить слабую конкуренцию. Учитывая низкую стоимость сырья и кормовых компонентов, какой нет ни в одной стране мира, у отечественных товаропроизводителей есть все шансы на высокую конкурентоспособность в будущем. В данный момент можно констатировать снижение доли импорта, в первую очередь, это касается мяса птицы. Мы постепенно наращиваем местное производство, и я думаю, что в ближайшие 3-5 лет полностью закроем нишу импорта мяса птицы. В остальном у нас условно нулевой баланс. Но мы, конечно, будем наращивать экспорт говядины. Также я уверен, что у Казахстана есть большое будущее в экспорте баранины. Прежде всего, это связано с большим количеством пастбищ.
– Нурсултан Назарбаев поставил задачу увеличить в 2,5 раза производительность труда и экспорт переработанной продукции сельского хозяйства к 2022 году. Как реализуется эта задача и каковы показатели по экспорту нашей продукции на мировые рынки?
– Говоря о производительности труда, мы можем рассмотреть пример холдинга Айтас. В среднем выработка на человека составляет порядка $70 тыс. в год, для сельского хозяйства это очень хороший показатель. Безусловно, мы будем стараться увеличивать эти цифры до $100 тыс. Это тот самый коридор возможностей, который есть на ближайшие 5 лет. К сожалению, говоря о рынке в целом, мы видим огромное количество неэффективного производства в стране. Прежде всего, это связано с мелкотоварным производством, с общей культурой животноводства.
Если говорить об экспорте в долгосрочной перспективе, я верю, что наша страна в состоянии экспортировать миллионы тонн мяса птицы, КРС и баранины. Почему я оперирую миллионами? Потому что наши расчеты построены на потенциале: наличие пастбищ и пашен, водных ресурсов и другие факторы. Исходя из этого, мы получили цифру в 6-7 млн тонн, которые Казахстан может экспортировать без ущерба для окружающей среды, максимально используя свой потенциал. В денежном эквиваленте это порядка $35 млрд.
– Насколько планируется удорожание мясной продукции?
– В ближайшее время заметно увеличится цена на все виды мяса. Такое удорожание, в первую очередь, связано с тем, что в соседнем Китае возникла проблема с болезнью скота, а именно с атипичной чумой свиньи. Сложившаяся ситуация вносит большой дисбаланс в рынок протеина по всему миру. И на сегодня в Китае уже уничтожено порядка 60% поголовья свиньи. Тенденция на повышение стоимости мяса может сохраниться в ближайшие 2-3 года, а в целом мировой рынок сдвинется в сторону повышения на 3-5%. Еще одним из важных факторов повышения цены являются климатические изменения в мире: засухи, пожары негативно отражаются на всей отрасли животноводства и ценах соответственно. Конечно, возможен переход на искусственное мясо. Но такие привычки формируются длительное время, и если это будет, то в горизонте 15-25 лет.
– Какие основные проблемы в отрасли вы видите?
– Если говорить о проблемах в отрасли животноводства и птицеводства, то это, прежде всего, отсутствие профессиональных, высококвалифицированных кадров и утерянная история и культура номадов, животноводов. Чтобы решить эту проблему, в первую очередь, нужно вернуться к корням, вспомнить историю нашего народа, что дано нам от предков. При этом вобрать в себя ведущий мировой опыт, best practice. Я убежден, что нельзя делать что-то просто механически, нужна глубокая генетическая связь, некая историческая школа, возвращение к истокам и корням. Причем нужно синтезировать с современными технологиями. Это два основных направления, по которым сегодня нам необходимо двигаться. Я верю, что через 10-15 лет Казахстан будет одним из ведущих производителей мяса в мире. (Kapital.kz/Пищепром Украины)