Из-за свободного доступа иностранного капитала на рынок земли украинский агропроизводитель может проиграть конкуренцию на мировом рынке.
Одним из первых обещаний президента Владимира Зеленского стал запуск рынка земли, который находится под замком все годы независимости Украины. Вероятно, соответствующий закон будет принят до 1 декабря, а сам рынок запустят к лету 2020 г. По словам премьер-министра Алексея Гончарука, новый Кабмин вместе со Всемирным банком рассмотрели 25 разных сценариев открытия рынка земли и предварительно остановили свой выбор на той модели, которая даст максимальный экономический рост. Аргументация премьера проста: по его словам, 1% экономического роста дает 15 млрд грн дополнительных поступлений в бюджет, и это деньги, которые можно направить на реализацию инфраструктурных и социальных проектов.
Но, выбирая модель, которая обеспечит максимальный экономический рост, не пожертвует ли при этом новое правительство другими, не менее важными факторами? Например, приоритетом в развитии украинского аграрного комплекса.
Общеизвестно, что АПК Украины сегодня ориентирован преимущественно на производство сырья. Например, украинская пшеница экспортируется в Турцию, где предприимчивый турок производит из нее муку и продает в Европу, оставляя у себя в кармане добавленную стоимость. Так же поступают и европейцы, для которых Украина стала источником кукурузы, использующейся для производства кормов для животноводства. Украинское сырое подсолнечное масло охотно закупает Индия, где индус разливает его по бутылкам и продает под собственной торговой маркой. Украина аграрная сегодня интересна всем, но как стабильный поставщик дешевого сырья, на переработке которого все зарабатывают.
Здесь следует вспомнить историю с введением заградительной пошлины на экспорт семян подсолнечника в 1999 г. В то время половина выращенного в стране подсолнечника экспортировалась, но после введения пошлины в 23% он весь остался в стране. Да, это было волюнтаристское решение украинских властей, которое вызвало критику со стороны Европы. Однако в итоге этот волюнтаризм стимулировал развитие собственной масложировой промышленности, и Украина теперь занимает первое место в мире по экспорту подсолнечного масла. Например, по итогам 2016 г. страна заработала на его экспорте $3,7 млрд, тогда как простой экспорт семян принес бы вчетверо меньше.
Но пока Гончарук не предложил никаких мер, чтобы за счет открытия рынка земли подтолкнуть выход украинского агрокомплекса из сырьевой ямы на следующий, более высокий уровень – на переработку отечественного сырья здесь же, в Украине.
По информации LIGA.net, общая площадь сельхозземли, которая сможет находиться в аренде и собственности одного лица, согласно документу, не должна будет превышать 35% площади угодий на территории громады, не более 15% области и не более 0,5% страны. А чтобы у крупных агрохолдингов не было преимущества при покупке земли перед мелкими и средними хозяйствами, по словам Гончарука, перед запуском рынка правительство сможет найти механизм, обеспечивающий последних более дешевыми кредитами. Но насколько более дешевыми, остается пока непонятно.
Мало того, Кабмин хочет разрешить продажу земли иностранным компаниям, установив для них единственное ограничение – они должны зарегистрировать компанию в Украине и платить тут налоги. Ни по площади скупаемой земли, ни по специализации (чтобы покупатель занимался аграрным бизнесом, а не был инвестиционным фондом, который вкладывает в прибыльные проекты) ограничений, по всей видимости, не будет. Это значит, что у украинского фермера появится серьезный конкурент – западная компания с дешевыми кредитными ресурсами за спиной. Даже если украинский фермер сможет привлекать для покупки земли кредиты по 10-12% годовых, тягаться с европейскими ставками на уровне 0,5-1% ему будет просто невозможно.
Может ли Украина вводить ограничения при запуске рынка земли? Может и должна, если такие ограничения действуют даже в самой либеральной европейской экономике. Однако ничего из европейского набора инструментов украинское правительство позаимствовать не хочет, по крайней мере, о таких планах не сообщалось.
Максимальная открытость земельного рынка создает опасность, что в Украину массово хлынет западный спекулятивный капитал, который просто захочет заработать на купле-продаже сельхозугодий. За счет более дешевых кредитов западные компании смогут с успехом конкурировать за украинские черноземы с украинскими фермерами, и, сформировав земельный банк, через пять-шесть лет, когда цена на землю вырастет, просто продать его.
По мнению народного депутата VIII созыва Вадима Денисенко, правительству следует ограничить возможность спекуляций с украинской землей, установив минимальную цену на нее на уровне не ниже $3 тыс. за гектар. Также, по его оценке, в первый год работы рынка государство сможет продать не более 2 млн га земли, а владельцы паев – не более 5 млн га. С учетом того, что эксперты оценивают стоимость украинского гектара земли в пределах $1-2 тыс., речь идет о сумме порядка $14 млрд. Однако население готово будет потратить около $7 млрд на потребление, прежде всего на импортную электронику и бытовую технику, поэтому в украинской экономике останутся вторые $7 млрд, за счет которых будет простимулирована строительная отрасль и инфраструктурные проекты. В масштабах страны этот объем средств даст краткосрочный эффект, на три-четыре года максимум, полагает Денисенко. Поэтому так важно, по его мнению, создать механизм, который позволит извлекать из проданной земли добавленную стоимость. То есть запустить механизм инвестирования в аграрный бизнес, привязав его к рынку: например, вкладываешь $1 доллар в покупку земли – вложи $0,05 в создание аграрной инфраструктуры (элеваторов, животноводческих комплексов, перерабатывающих предприятий). Только такой подход к открытию рынка земли позволит, по мнению Денисенко, Украине развиваться как серьезной аграрной державе. (АПК-Информ/Пищепром Украины)