В Украине можно строить прибыльный бизнес на переработке отходов пищевой промышленности. Но пока компании предпочитают отправлять отходы на экспорт или незаконно их хоронить.
Украина активно экспортирует пищевые отходы. По данным Госкомстата, статья “остатки и отходы пищевой промышленности” по итогам января-мая 2018 года занимает 2,6% в общей структуре экспорта. В деньгах это почти $514 млн. При этом география экспорта обширная: от Индии и Турции до Италии и Испании.
“Остатки и отходы” – это жмых от подсолнечного масла, кости и субпродукты в мясной промышленности, пахта, молочная сыворотка или пивная дробина и т. д. Зачем иностранцам все это? На этот вопрос есть несколько ответов.
Во-первых, из перечисленных продуктов производят корм для коров и других сельскохозяйственных животных, ими удобряют поля. Во-вторых, такое сырье повторно используют в пищевой промышленности. Ну и в-третьих, отходы пищепрома служат сырьем в химии и фармацевтике.
Скандальные куры
Если отходы – такой выгодный бизнес, возникает вопрос: почему в Украине некоторые компании предпочитают просто незаконно “прикапывать” отходы в полях? Напомним: в начале июня Генеральная прокуратура провела обыски в одном из крупнейших агрохолдингов страны в связи с нарушениями правил экологической безопасности и санитарных норм. Были задержаны владельцы холдинга.
Видимо, из-за того, что вопрос отходов вышел в публичную плоскость, руководство холдинга таки приняло решение построить предприятие по переработке отходов.
Впрочем, к этой теме многие бизнесмены проявляют интерес и без давления прокуратуры: это выгодный бизнес, который может приносить прибыль.
Как объяснили в Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, в зависимости от потенциального риска побочные продукты животного происхождения, не предназначенные для потребления человеком, делятся на три категории. Побочные продукты третьей категории, к которым относятся и остатки птичьих тушек, допускается использовать в производстве кормов для животных или кормовых обогатителей, а также в фармакологической и косметической отраслях.
Новая жизнь
Вариантов использования отходов пищевой промышленности действительно множество. Кто бы мог подумать, что солома может быть переработана в целлюлозу, бумагу или картон?
Например, свекольный жом может использоваться и в качестве органических удобрений, и как корм для скота. Применяют его и в качестве сырья для получения пектина – вещества, которое используется при производстве молочных продуктов.
Жмых – подсолнечный, соевый и арахисовый, а также отруби и свекловичный жом – все это ценное сырье, один из основных компонентов комбикормов. Например, в 100 г жмыха подсолнечника содержится 30 г белка, что делает его более питательным, чем злаковые корма. А из различных видов жмыха вырабатывают “Фитин” – лекарство, которое улучшает работу печени и мозга.
Отходы молочной промышленности или, как принято их называть, побочные продукты – это обезжиренное молоко, пахта и молочная сыворотка. Многие годы они считалась проблемным продуктом, не имеющим коммерческой стоимости. Но в последнее время эти продукты начинают широко перерабатывать и использовать. Как рассказал журналистам директор по производству завода “Данон Днипро” Михаил Юзов, 95% отходов предприятие отдает на вторичную переработку, а 5% – отправляет на свалку.
Большой проект по утилизации отходов реализует ЧАО “Гнидавский сахарный завод”. Завод закупил специальные прессовочные установки для отжима жома и строит специальные склады для дальнейшей его переработки. За счет того, что он будет сухой и не будет контактировать с окружающей средой, его можно будет поставлять селянам в течение года. Жом также будет использоваться для изготовления кормов для крупного рогатого скота и для выработки энергии на биореакторе.
“Следующее направление – это дефекат (отходы после очистки сока сахарной свеклы), который тоже планируется перерабатывать в соответствии с европейскими стандартами. Для этого будут приобретены и установлены молекулярные прессы, которые позволят очищать отходы производства сахарной свеклы, а в итоге завод будет получать ценное удобрение”, – рассказывают в компании.
На последнем этап реализации программы будет очищаться вода, которой моют сахарную свеклу. Для этого приобретена специальная установка. После этого вода будет поступать обратно на производство.
В целом реализация этой программы обойдется около _15 млн и рассчитана она на 5 лет.
Кроме того, сахарные комбинаты часто заключают с сельскохозяйственными предприятиями договора о поставке мелассной барды (отходов от производства биоэтанола) и дефеката (отходы, которые остаются после переработки сахарной свеклы), чтобы в дальнейшем они использовались в качестве органического удобрения.
“Дефекат мы вносим под сою и видим, что есть хорошие результаты. Он и раскисляет почву, и имеет много питательных веществ, в том числе микро- и макроэлементы”, – рассказывает руководитель волынского СГПП “Рать” Виктор Шумский.
После пива
Сами производители пищевых продуктов не всегда хотят заниматься переработкой своих отходов. К примеру, крупные пивные холдинги продают свои отходы – пивную дробину и пивные дрожжи – специальным подрядчикам.
“Собственных мощностей мы не имеем, так как их постройка требует получения большого объема разрешительной документации, вплоть до внесения изменений в проект строительства завода. Так как переработка отходов не является одним из основных видов деятельности компании, на данный момент удобнее использовать партнеров для утилизации или переработки отходов предприятия”, – объяснили в Carlsberg Ukraine.
AB InBev Efes также передает свои отходы авторизованным поставщикам, которые, по условиям договора, предоставляют пивной компании отчетные материалы о форме и объемах переработанных или утилизированных материалов. “Но при работе с пивной дробиной мы дополнительно сушим отходы, чтобы повысить их добавленную стоимость и обеспечить более высокую ценность. Например, сушка установлена на Николаевском пивоваренном заводе, что позволило сократить объем дробины в 5 раз, пропорционально увеличив ее добавленную стоимость”, – говорит Денис Хренов, и. о. генерального директора AB InBev Efes.
Благодаря современным технологиям переработки из дробины получают биологически полноценный продукт, используемый в животноводстве. Подрядчики пивных компаний, как правило, заключают договоры с фермерскими и рыбными хозяйствами, которым и поставляют отходы в жидком или сухом виде.
Такой продукт хорошо подходит для откорма рыб или крупного рогатого скота. К примеру, для коров пивная дробина имеет эффект молокогонности: надои повышаются более чем на 10%. А пивные дрожжи обеспечивают ощутимый прирост в весе.
“Мы приехали в одно из хозяйств и предложили эксперимент. Они отделили часть бычков и начали кормить их дрожжами, а вторую часть – обычным кормом. Через 21 день проверили: у первых привес был очень существенным. Мы поняли, что тут есть рынок сбыта”, – вспоминает Евгений Старий, директор предприятия “Славутич-Тара”.
Бизнесмен на своих мощностях перерабатывает пивную дробину и пивные дрожжи. Объемы постоянно растут: если в 2016 году “Славутич-Тара” закупила 33,7 тыс. тонн пивной дробины, то в 2017-м – уже 61,7 тыс. тонн.
При правильном подходе из общего количества закупленных отходов пивного производства конечная утилизация проводится только в 2% общего объема. А 98% используются в производственных и операционных процессах, которые базируется на принципах циркулярной экономики.
Жидкие пивные дрожжи также активно используют в сельском хозяйстве – для приготовления компоста, которым потом удобряют поля. Дрожжи обладают ценными питательными и лечебными свойствами, они содержат витамины группы В, пантотеновую кислоту, биотин, инозит, витамин Е и другие. Кроме того, удобрение из дрожжей эффективно воздействует на почву, перестраивая ее состав и тем самым активизируя в ней деятельность полезных микроорганизмов.
Деньги есть
Пивная дробина – самый простой товар, так как не требует особой переработки. Главное – правильно выстроить дистрибуционную систему. Заработок на 1 тонне пивдробины – всего 50-70 грн, но при условии больших объемов на ней можно построить полноценный бизнес.
Сложнее с пивными дрожжами. Продажа кормовых дрожжей большой прибыли не приносит. Другое дело, если использовать дрожжи для фармацевтической промышленности. Дрожжевые клетки помогают выводить токсины из организма и по эффективности не уступают абсорбентам вроде активированного угля.
И если тонна сухих пивных дрожжей стоит 22-23 тыс. грн, то произведенная из них фармацевтическая основа – уже 120-130 тыс. грн. Правда, для получения такой продукции придется инвестировать в сложную систему переработки сырья, для чего потребуется заёмный капитал.
Украинские банки уже начинают работать на рынке “грин-кредитов”. Пионером в этой сфере стал “Укргазбанк”, который при поддержке Международной финансовой корпорации проводит комплексную экспертную оценку влияния отходов от предприятий, в том числе и пищевой промышленности, на загрязнение окружающей среды.
“Мы готовы не только кредитовать, но и предоставлять профессиональный, основанный на мировом опыте, технико-экономический анализ проектов и, соответственно, рекомендации”, – рассказывает Родион Морозов, директор департамента экологического реинжиниринга АБ “Укргазбанк”.
Правда, за все время работы банка в этой сфере ни одна украинская компания-производитель к нему не обращалась. Вопросами экологии интересуются в основном компании, которые входят в международные группы, а потому для них действуют те же правила, что и для бизнеса в странах Евросоюза.
“В нашей стране до сих пор нет понимания, что делать с отходами. В вопросах экологии украинский бизнес руководствуется принципом – минимум вложений с максимальной прибылью. К сожалению, многие предприятия выбирают дешевый способ – закопать отходы. И случай в Киевской области это подтвердил”, – говорит Родион Морозов.
Закон не писан
Нормативными документами, регулирующими сферу пищевых отходов, являются Закон Украины “О побочных продуктах животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком” и Закон Украины “Об изъятии из обращения, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции”. Их соблюдение проверяется сотрудниками Госпродпотребслужбы в плановом и внеплановом порядке в зависимости от степени риска того или иного предприятия.
Впрочем, участники рынка считают законодательную базу несовершенной. “Государство здесь играет огромную роль. Необходимо на национальном уровне принять определенные законы и, конечно, усилить ответственность за подобные нарушения”, – полагает Родион Морозов из “Укргазбанка”.
Кроме того, участники рынка считают, что Украины не хватает экологической прокуратуры, а экологические инспекции недостаточно компетентны. Тем не менее бизнес, построенный на переработке отходов, продолжает развиваться. Например, та же “Славутич-Тара” планирует переработку пивных дрожжей в сотрудничестве с французской фармацевтической компанией, которая финансирует изготовление установки по аэродинамической сушке дрожжей. В Украине подобных установок еще нет.
Новые технологии в пищепроме и сельском хозяйстве могут существенно улучшить ситуацию с опасными отходами в Украине. Если подойти к этому вопросу как к бизнесу, а не как к проблеме, то отходы будут не заполнять полигоны, а становиться новым сырьем. (Дело/Пищепром Украины)