Страны, стремящиеся удовлетворить свои растущие энергетические потребности при одновременном снижении уровня выбросов парниковых газов, все больше обращаются к возобновляемым источникам – таким как энергия воды, ветра и солнца – с целью снижения своей зависимости от ископаемых видов топлива.
Одним из перспективных вариантов, часто упускаемых из виду руководящими органами, является преобразование неиспользуемых сельскохозяйственных отходов в биоэнергию, используемую для отопления, приготовления пищи и производства электроэнергии. Ореховая скорлупа, кукурузные початки, вылущенные головки подсолнуха и навоз сельскохозяйственных животных являются примерами таких сельскохозяйственных отходов.
В ходе недавней оценки Возможности получения устойчивой биоэнергии из отходов сельскохозяйственного и животноводческого производства, проведенной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), изучается потенциал в данной области трех стран – Египта, Турции и Украины.
Работа в этой области проводилась в рамках реализуемой ЕБРР Инициативы по рациональному использованию ресурсов и основывалась на подходе ФАО “Биоэнергетика и продовольственная безопасность” или БЭПБ.
“Производство чистой и возобновляемой энергии является важной частью решения многих экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся”, – сказал старший экономист Инвестиционного центра ФАО Эммануэль Хидье. “Использование для производства биоэнергии доступных на местах растительных остатков и навоза, которые в противном случае не находят применения, может стать устойчивой альтернативой использованию ископаемых видов топлива”.
“Использование для производства биоэнергии доступных на местах растительных остатков и навоза, которые в противном случае не находят применения, может стать устойчивой альтернативой использованию ископаемых видов топлива”.
Оценка биоэнергетического потенциала
Во многих странах ежегодно образуются огромные объемы отходов растениеводства и животноводства. Иногда неиспользуемые отходы сжигают, что является значительным источником выбросов парникового газа. Но даже когда отходы имеются в изобилии, сбор и использование их для производства биоэнергии может быть затруднительным и дорогостоящим процессом, требующим сложной логистики и координации между фермерами и перерабатывающими предприятиями.
В новой оценке ФАО и ЕБРР изучается, какие производственно-сбытовые цепочки биомассы и технологии технически целесообразны и могут потенциально принести доход, а также где именно находятся различные источники сырья – возобновляемого биологического материала, который может как напрямую использоваться в качестве топлива, так и преобразовываться в другие виды энергии.
Например, в Египте брикеты и топливные пеллеты, изготовленные из имеющихся растительных отходов, могли бы потенциально обеспечить 1,6 миллиона семей энергией для приготовления пищи и обогрева – что значительно снизило бы потребление сжиженного нефтяного газа.
Турция, являющаяся одним из крупнейших в мире сельскохозяйственных производителей, стремится добиться того, чтобы к 2023 году 20 процентов от общего потребления энергии в стране обеспечивалось возобновляемыми источниками. Страна также имеет конкретную цель в отношении биомассы. Согласно оценке, энергии, произведенной при прямом сжигании имеющейся шелухи арахиса, скорлупы фисташек и лесного ореха, стержней и листьев кукурузных початков, а также при анаэробной переработке навоза крупного рогатого скота и домашней птицы и головок подсолнуха может быть достаточно для достижения поставленной страной цели по производству энергии из биомассы.
Несмотря на то, что в Украине полная оценка по методике БЭПБ не проводилась, обзор последних биоэнергетических исследований в отношении сельскохозяйственных отходов показал, что имеющийся по оценкам объем растительных отходов значительно превышает тот, что необходим стране для достижения целей в отношении биоэнергетики к 2020 году.
Использование потенциала биоэнергетики требует от правительств применения надлежащих стимулов, мер политики и поддержки. В проведенной ФАО и ЕБРР оценке предлагаются шаги, которые правительства должны предпринять для создания надежно функционирующих производственно-сбытовых цепочек биомассы, обеспечивающих постоянную, долгосрочную поставку сельскохозяйственных отходов.
“Методика БЭПБ помогает руководящим органам принимать обоснованные решения в отношении развития биоэнергетики в своих странах и одновременно способствует обеспечению продовольственной и энергетической безопасности”, – сказала Ирини Малтсоглу, специалист ФАО по природным ресурсам и один из авторов проведенного исследования.
“Оказание помощи странам в повышении их энергетической эффективности и энергосбережения является для нас приоритетным направлением инвестиций”, – сказал заместитель руководителя Группы экспертов по вопросам энергетической эффективности и климатических изменений ЕБРР Джанпьеро Наччи. “Это снижает издержки производства, повышает конкурентоспособность и способствует достижению странами прогресса в области сокращения выбросов парниковых газов и смягчения последствий изменения климата”.
Это также помогает им выполнять взятые на себя международные обязательства в рамках Целей в области устойчивого развития и Парижского соглашения, которые направлены на удержание темпов роста глобальных температур в пределах ниже 2 °С относительно доиндустриальных уровней до 2100 года.
Когда страны стремятся достичь энергетической безопасности и устойчивости, увеличение масштабов использования возобновляемых источников энергии – включая сельскохозяйственные отходы местного производства – становится выполнимой задачей. (ФАО/Пищепром Украины)