Аграрии и правительство разошлись во мнениях о том, как нужно распределить госпомощь сельхозпредприятиям на 2018 год. Кабинет министров намерен сократить объем финансовой поддержки аграриям, которая компенсирует сельхозпроизводителям отмену льготного режима уплаты НДС.
Урезав дотации по одной программе, правительство предлагает увеличить на поддержку животноводства. Аграриям такое перераспределение не нравится, о чем они уже уведомили премьер-министра Владимира Гройсмана. Кроме того, сельхозпроизводители настаивают на изменении самого порядка распределения дотаций. В противном случае, на госпомощь, как и в этом году, смогут рассчитывать преимущественно аграрные холдинги бизнесменов Юрия Косюка и Олега Бахматюка.
Кабинет министров меняет подход к распределению госпомощи аграриям. Если в этом году в госбюджете на программу финансовой поддержки сельхозпроизводителей предусмотрено 4,7 млрд гривен, из которых 4 млрд гривен – это бюджетная дотация для развития сельхозпредприятий и стимулирования производства, то в 2018 году эта сумма сократится до 2,9 млрд гривен. Причем непосредственно на дотацию развития останется только 2 млрд гривен, то есть – в два раза меньше, чем в 2017 году. Еще 945 млн гривен власти направят на частичную компенсацию стоимости сельхозтехники и оборудования украинского производства. Все это предусмотрено в проекте госбюджета на следующий год. При этом правительство увеличило финансирование программы “Поддержка животноводства” со 170 млн гривен в этом году до 2,3 млрд гривен в следующем.
Из этой суммы 1,6 млрд гривен предусмотрено на компенсацию стоимости строительства животноводческих комплексов и их технологического оснащения. Но аграрные ассоциации не согласны с тем, как чиновники решили распределить госсредства. Заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета (входит более 150 предприятий) Михаил Соколов рассказал, что пять крупнейших профильных ассоциаций обратились к премьер-министру Владимиру Гройсману (документ) с просьбой сохранить объем дотаций на финансовую поддержку агропроизводителей как минимум на уровне этого года – 4 млрд гривен. “Мы предлагаем, чтобы сумма, которая выделяется на компенсацию строительства ферм и предоставление льготных кредитов на строительство составила 400 миллионов гривен вместо 1,6 миллиардов гривен, как это указано в проекте госбюджета. И, чтобы на сельхозтехнику было выделено столько, сколько и в этом году – 500 миллионов гривен, а освободившиеся средства направить на дотацию производителям льготируемых видов продукции, чтобы сохранить ее на уровне 2017 года”, – пояснил Соколов.
Тратить больше из госбюджета на компенсацию покупки техники нет смысла, считают аграрные лоббисты. “В текущем году на эту программу было выделено 500 миллионов гривен, а освоено меньше 100 миллионов. Мы за развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения, но программы должны быть действительно эффективными”, – пояснил изданию генеральный директор Украинской аграрной конфедерации Павел Коваль. Увеличивать выплаты на возмещение стоимости строительства и реконструкций также не нужно, считают эксперты.
“Если мы посмотрим данные за 2017 год, которые опубликовало Минагрополитики, то вся реконструкция и строительство молочных ферм – это в общей сложности 400 миллионов гривен. Компенсировать могут не более 50%. Значит, грубо говоря, это 200 миллионов гривен. Предположим, что еще 200 миллионов гривен – для свиноводческих комплексов. Итого, 400 миллионов гривен. Но это не 1,6 миллиардов гривен”, – подсчитал Михаил Соколов. “Это выглядит так, что 1,6 миллиардов гривен могут быть освоены в том случае, если есть небольшое количество людей, которые задумали в 2018 году сделать мегапроект по строительству животноводческих комплексов. Но пока никто не объявлял о таких планах”, – добавил эксперт.
Член комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова (“Самопомич”) отметила, что зачастую фермеры строятся без оформления договоров генподряда и многочисленных разрешительных документов. Следовательно, претендовать на долю от 1,6 млрд гривен они не смогут.
“Такое уже было при так называемых “донецких”, когда эти “дотации” пошли “своим” предприятиям, например, Бориса Колесникова. Зная это, решили посмотреть, кто строится, и в 2018 году будет иметь право на дотацию именно через возмещение расходов на строительство. Оказалось, что это как раз предприятия, аффилированные с господином Косюком (Юрий Косюк, собственник агрохолдинга “Мироновский хлебопродукт”, – ред.)”, – сообщила народный депутат. К моменту публикации статьи в пресс-службе “Мироновского хлебопродукта” не предоставили комментарий о планах компании по освоению дотации на строительство и реконструкцию в 2018 году. В пресс-службе МХП изданию пояснили, что у них в компании не принято комментировать инициативы правительства.
Чтобы сохранить объем бюджетной дотации на уровне текущего года, Татьяна Острикова с коллегами внесла правку к проекту госбюджета-2018, предложив перенаправить 2 млрд гривен, предусмотренных на программу поддержки животноводства, на финансирование программы поддержки сельхозтоваропроизводителей. На этом же настаивают крупные аграрные ассоциации, обратившиеся к премьер-министру. Парламентский комитет по вопросам бюджета одобрил правку частично, дав поручение правительству изучить этот вопрос.
“Предложение об увеличении на 2018 год расходов по бюджетной программе 2801580 “Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей” может быть рассмотрено в случае, если оно будет предусмотрено в принятых Верховной Радой выводах и предложениях к проекту закона “О государственном бюджете Украины на 2018 год””, – сообщили изданию в пресс-службе Министерства финансов. Ранее стало известно, что проект госбюджета депутаты могут рассмотреть в первом чтении в начале ноября. Впрочем, неофициально собеседники издания в правительстве говорят, что редакция проекта, которую внес Кабмин, не требует изменений, и что ничего “перебрасывать” с одной программы на другую чиновники не планируют.
Почему аграриям важно сохранить объем финподдержки хотя бы на уровне 2017 года? Начиная с этого года, сельхозпроизводителей перевели на общую систему уплаты НДС. На этом настоял Международный валютный фонд. Ранее действовал специальный режим налогообложения, по сути, позволяющий аграриям не платить НДС в бюджет. Иначе говоря, бюджетная дотация по программе “Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей” – это компенсатор за потерянные аграриями льготы. Впрочем, еще в начале года у бизнеса возникли подозрения, что бюджетную дотацию делят “по-братски”, то есть, не совсем честно. Ведь вышло так, что половину средств – почти 2 млрд гривен – расписали на птицеводческие компании. Как следует из данных Государственной фискальной службы, с февраля по август включительно крупнейшие выплаты получили предприятия, входящие в агрохолдинг “Мироновский хлебопродукт” (МХП) Юрия Косюка.
В частности, более 400 млн гривен Госказначейство перечислило “Винницкой птицефабрике” и почти 275 млн гривен – “Мироновской птицефабрике”. Другие предприятия МХП тоже получали дотации. В лидерах по этому показателю также значится “Агрохолдинг Авангард” Олега Бахматюка – он получил около 206 млн гривен. Причем выбрать большую часть средств птицеводам позволил Кабмин, приняв 8 февраля постановление No83, в котором определил порядок распределения финансовой поддержки из госбюджета. В этом документе есть две нормы, которых нет в законе, но именно они повлияли на получение птицеводческими предприятиями максимальной госпомощи, считает Татьяна Острикова.
“Первая норма – это расходование до 50% дотации ежемесячно на птицеводство. Этот процент можно уменьшить решением правительства. И вторая – это то, от чего считается дотация. У многих фирм налоговые обязательства от продажи продукции растениеводства, которая не дотируется, “съели” сумму дотации по продукции животноводства, которая дотируется по принципу “чем больше платит НДС, тем больше получает дотацию в виде возвращения этого уплаченного НДС””, – разъяснила депутат. По ее словам, изменения в правительственное постановление были подготовлены еще в марте, но Кабмин их до сих пор игнорирует.
Аграрные ассоциации также говорят о перекосе в распределении дотаций из-за того, что критерием их начисления является уплаченный НДС. Эти перекосы возникли из-за специфики аграрного производства в животноводстве и растениеводстве, пояснил изданию Павел Коваль. Ведь в разных отраслях налоговый кредит и налоговые обязательства формируются по-разному. “В птицеводстве и молочном скотоводстве это происходит практически каждый день, а в мясном скотоводстве и свиноводстве обязательства возникают с определенной периодичностью. В растениеводстве же налоговые обязательства по НДС возникают в конце года после реализации продукции. Таким образом, у ряда предприятий основания для начисления дотаций сложились уже с февраля, и это вызвало ряд вопросов”, – отметил Коваль.
На эту же особенность указывает и Михаил Соколов. “В начале года, когда сельхозпредприятия, которые занимаются растениеводством, обрабатывают поля, у них возникает большой налоговый кредит в связи с тем, что они закупают удобрения, ГСМ и семена. Поскольку у большинства молочных или свиноводческих предприятий, в их структуре есть как фермы, так и достаточно большое растениеводство, которое по объему обычно значительно больше, чем животноводческий сектор, то в начале года у них вообще нет НДС к уплате в бюджет. Они уплачивают его своим поставщикам в составе цены, а те уже платят в бюджет, – разъяснил Соколов. – Молоко или свинину они продают, обязательства получают, но эти обязательства полностью поглощаются кредитом, который возникает с закупкой ГСМ, семян, удобрений, средств защиты растений и т.п.
В результате, государство свое получает, просто не от аграриев, а от их поставщиков, а вот аграрии в первом полугодии, пока зреет урожай, оказываются “не при делах”, и дотацию на молоко и мясо не получают. Подчеркну – не получают только потому, что в это время вкладываются еще и в производство зерновых и технических культур”. Что же касается птицеводческих компаний, исторически у них, в отличие от КРС и свиноводческого бизнеса, в большинстве случаев нет растениеводства в структуре предприятий. Следовательно, и нет проблемы с получением дотаций.
Выставить лимиты
Существует еще один спорный момент, на который обращают внимание аграрии. Еще в конце прошлого года, принимая бюджет на этот год, депутаты и правительство договорились, что с 2018 года сумма бюджетной дотации на развитие сельхозпредприятий будет ограничена 150 млн гривен в год для одной компании и связанных с ней лиц. Теперь ряд парламентариев предложили отменить ограничение, и комитет Рады по вопросам бюджета эту правку одобрил. Минфин также не стал возражать.
“Мы выступали против ограничения в 150 миллионов гривен. Тот, кто платит НДС, тот и должен получать компенсацию”, – сказал собеседник в Министерстве финансов. Но официально на запрос издания в Минфине ответили, что “предложение об отмене со следующего года ограничения для сельхозпроизводителей по получению суммы бюджетной дотации должно быть рассмотрено Минагрополитики”. При этом в Министерстве аграрной политики и продовольствия не стали комментировать решение комитета. Получив запрос, в ведомстве пояснили, что, согласно процедуре, подают выводы к законопроектам, а не к отдельным правкам депутатов.
“Норма с ограничением в 150 миллионов гривен “родилась” в ночь принятия бюджета в прошлом году. Депутаты ее сами внесли, теперь сами и убирают”, – сказал источник в Минагрополитики, пожелавший остаться неназванным. Если же ограничение все же сохранят, то такие крупные производители, как МХП и “Агрохолдинг Авангард” будут получать госпомощь в разы меньше. Если правительство и парламент, как и планировалось, оставят на 2018 год ограничение суммы дотации в размере не более 150 млн гривен на компанию, сельхозпроизводители, даже без учета птицеводов, “проглотят и не заметят” 4 миллиарда гривен, считает Михаил Соколов.
“В начале года дотацию не выплачивали из-за недостатков в порядке (распределения дотации, – ред.). Из-за этого была экономия, которая переносилась на следующие месяцы. Но сейчас даже по этому несовершенному порядку мы получаем покрытие 66-70 копеек на гривну. То есть, деньги закончились. Двух миллиардов не хватило на всех без учета “птичников”. У них свои два миллиарда гривен. Теперь же предлагают оставить два миллиарда гривен на всех. Если исправить порядок, только нам нужно четыре миллиарда гривен без “птичников”, и все равно не хватит”, – уверен Соколов. (Ростислав Шаправский, РБК-Украина/ Пищепром Украины)