МинАПК подготовило новую инструкцию об учете зерна на складах. Экспортные партии могут формироваться только портовскими зерновыми складами. “Порты Украины” выясняли, как нововведение может отразиться на рынке.
Министерство аграрной политики и продовольствия Украины разработало новую “Инструкцию о ведении количественно-качественного учета зерна на зерновых складах и зерноперерабатывающих предприятиях”. Она касается экспорта зерна и непосредственно морских портов. В седьмом пункте первого раздела говорится о том, что партии экспортного зерна могут формироваться только зерновыми складами, “которые ведут свою деятельность на территории морских портов, согласно Реестру морских портов Украины”.
Проект выставлен на обсуждение общественности до 12 июля. Впрочем, опросив ключевых игроков рынка, “Порты Украины” выяснили, что они его не видели и некоторые только сейчас забили тревогу именно из-за седьмого пункта.
Кого это коснется
Ассоциация международных экспедиторов Украины оценила нововведение как дискриминационное и подготовила обращение к высшему руководству страны. “После принятия Закона Украины о портах Украины грузовладельцы создали широкую сеть припортовых элеваторов и зерновых складов, которые сегодня обеспечивают отправку значительной части национального зернового экспорта. Принятие указанной нормы означает внесудебное поражение прав украинских предпринимателей на продолжение законного вида деятельности”, – сообщили в АМЭУ.
“Официальный запрет на накопление зерновых грузов на многочисленных припортовых складах грузоотправителей вряд ли приостановит их использование, но может создать условия для разных коррупционных схем”, – говорится в обращении.
“Согласно ч. 2 ст. 25 Хозяйственного кодекса Украины, органам государственной власти, которые регулируют отношения в сфере хозяйствования, запрещается принимать акты или совершать действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствования той или иной формы собственности, ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования или другим способом нарушают правила конкуренции”, – говорит директор юридической компании LeGran.TT Татьяна Титаренко.
“Норма устанавливает привилегированное положение для так называемых портовых зерновых складов по формированию партий экспортного зерна. Нововведение вносит дискриминационные ограничения в соответствии со ст. 31 Хозяйственного кодекса Украины, поскольку устанавливает запрет/ограничения в отношении отдельных субъектов хозяйствования и ставит предприятия в худшее положение по сравнению с другими субъектами хозяйствования”, – добавляет она.
По данным АМЭУ, в портах Азовского и Днепро-Бугского региона с припортовых зерновых складов идет на погрузку в порт большая часть зерновых грузов. И принятие новой нормы приведет к значительной потере грузопотоков региональными портами, перераспределению грузопотоков, потере рабочих мест и росту социальной напряженности в прифронтовых регионах.
Речь идет о Бердянском морском торговом порте, СМП “Ольвия” и других. Только недавно, буквально в конце июня, грузить суда по прямому варианту со склада вне порта начал Херсонский морской торговый порт. “То, над чем мы так долго работали, наконец случилось: заработал так называемый “сухой порт””, – радовался руководитель госпредприятия Андрей Соколов. При чем, в первые же сутки на судно погрузили 3,3 тыс. тонн при гарантированном объеме погрузки 2 тыс. тонн в сутки.
И вот прямой вариант исключается, грузовладелец сначала должен будет перевезти зерно с припортового склада на внутрипортовый склад, и только оттуда его можно будет отгрузить на судно.
Нормативный акт МинАПК не соответствует правилам конкурентного рынка и приведет к удорожанию логистики. Которая, по подсчетам Всемирного банка, и без того на 30-40% дороже, чем у конкурентов.
Очевидно, что новая норма коснется “НИБУЛОНа”, который экспортные партии зерна формирует не только в порту, но и на Банке Трутаева в районе Очакова. В случае принятия повлияет она и на “Гермес-Трейдинг”, который часть зерна загружает в суда на своем речном терминале в Светловодске.
А ведь есть еще такой вариант, как отправка зерна на экспорт в контейнерах, и стафировка “в регионе” привлекает ряд клиентов в том числе и более дешевой сертификацией, и отсутствием дополнительной перевалки. Ставку на отправку зерна в контейнерах сделал, например, сухой порт “Лиски”. Стафировкой зерна в Днепропетровском речном порту занялся “Укрречфлот”.
Почему инструкцию меняют
Количественно-качественный учет на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях Украины регламентировала инструкция № 661, утвержденная приказом МинАПК от 13.10.2008 г. Партии на складах формировались по культурам, годами урожая и их качеством (типами, классами и т.д.). Этой весной Кабмин отменил ряд приказов, в том числе и эту инструкцию.
“Ранее рынок выступал за свободное смешивание зерна, так как партия зерна формировалась по классам, а на экспорт – по стандартам ISO, которые предполагают возможность смешивания разных классов зерновых. Инструкция №661, которая запрещала смешивать зерно, утратила силу. Это позволило оптимизировать хранение зерновых грузов на портовых элеваторах, повысить пропускную способность зерновых терминалов и формировать судовую партию по качественным показателям в соответствии с международными стандартами ISO, а не отечественными ГОСТами. Ведь обязательное раздельное хранение приводило к неполной загрузке емкостей портовых элеваторов и, как следствие, снижению мощности элеваторов и объемов перевалки во время пиковых загрузок”, – напоминает директор юридической компании LeGran.TT Татьяна Титаренко.
“В то же время, ч.2. п.7. раздела инструкции (о формировании экспортной партии на портовом складе) является шагом назад в контексте евроинтеграции и дерегуляции. В европейских странах не устанавливаются дискриминационные правила о месте формирования экспортного зерна, не накладываются ограничения относительно присутствия складов в аналогичных реестрах морских портов”, – говорит она о проекте новой инструкции.
Однако за смешивание экспортных партий зерна выступали не все. “НИБУЛОН” посчитал, в этом случае производители “теряют мотивацию выращивать более качественную пшеницу и контроль над ее реализацией, элеваторы – контроль над принятыми партиями зерна и не могут гарантировать качество”.
Как сказали “Портам Украины” в компании, “НИБУЛОН” предлагал внести в инструкцию некоторые изменения. Партия экспортного зерна – “партия, сформированная для отгрузки непосредственно за границу в соответствии с экспортным контрактам, средневзвешенное качество которой соответствует требованиям, зафиксированным сторонами в этих экспортных контрактах”. Количественно-качественный учет зерна ведется “в разрезе культур, классов, лет урожая” “по месту хранения на зерновом складе материально ответственными лицами в книгах количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки”.
При этом учет зерна “в разрезе партий экспортного зерна” ведется исключительно при одновременном наличии двух условий. “Перемещение партий экспортного зерна через таможенную границу Украины осуществляется средствами морского транспорта в соответствии с экспортными контрактами, на выполнение которых сформированы эти партии экспортного зерна. А отпуск партий экспортного зерна выполняется зерновым составом по месту их хранения путем отгрузки на водные транспортные средства, которыми эти партии зерна перемещаются через таможенную границу Украины, сразу в эти транспортные средства или с помощью других водных транспортных средств”, – говорят в компании.
“С бизнесом обговаривали необходимость введения новой инструкции. Были сторонники того, чтобы партия экспортная формировалась на элеваторе и сторонники того, чтобы в порту. Честно говоря, сам окончательной версии не видел, нужно уточнять у наших специалистов. Но я думаю, что любые подобные ограничения ведут к удорожанию логистики и усложняют ее”, – сказал “Портам Украины” директор компании “Гермес-Трейдинг” Юрий Скичко.
С ним согласен собственник стивидорной компании “Аскет Шиппинг” Денис Русин. “Производителей зерна мало волнует, по какой форме будут составляться книги количественно-качественного учета. Также как и то, кто будет вести реестры накладных форм, и каким цветом чернил будут вестись записи недогрузки и перегрузки зерна (инструкция об учете зерна содержит и такие нюансы!). Единственное, что им нужно – чтобы этих недогрузов или перегрузов не было, чтобы за принадлежащее им зерно рассчитывались в соответствии с его качеством и весом”, – говорит он. “Аскет Шиппинг” арендовала и выкупила склады в Бердянске, с которых поставляет зерно для погрузки в Бердянском порту.
Дополнительная транспортировка и перевалка увеличат себестоимость экспортного зерна. Но проблема не только в этом: перевалочные мощности в портах и без того уже недостаточны, почему бизнес и стал искать варианты решения этой проблемы. Если новые требования МинАПК вынудят сделать шаг назад, то это ляжет не только на плечи бизнеса, но и грозит серьезными экономическими потерями для государства в целом: с падением экспорта уменьшатся и отчисления в бюджеты всех уровней, меньше портовых сборов соберет АМПУ. (Порты Украины/ Пищепром Украины)