Около 40% валютной выручки Украины от экспорта товаров в 2016 году поступило в страну благодаря продажам аграрной продукции: $15,3 млрд грн из $36,4 млрд. Для того чтобы был урожай, аграриям необходимы удобрения. Они делятся на два вида – органические и минеральные. Органические – это навоз, компосты, торф. Минеральные, в свою очередь, делятся на три вида: фосфорные, калийные и азотные.
Если органические удобрения заготавливают сами аграрии, то минеральные производятся химической промышленностью. Согласно Укрстату, в 2016 году украинские аграрии потребили 1,72 млн тонн минеральных удобрений, из которых 1,2 млн тонн – азотные.
Из-за высокой мобильности соединений азота, его содержание в почве может сильно повлиять на урожайность. Ее своевременное насыщение азотом – залог хорошего урожая. А значит – высокого объема аграрного экспорта и стабильного поступления валюты в страну.
Азотное производство
До войны в Украине было шесть азотных заводов. Сейчас самый крупный из них – “Стирол” – остался на оккупированной территории в Горловке Донецкой области.
Кроме того, по территории Украины проходит большая часть аммиакопровода Тольятти – Одесса. Это уникальный инфраструктурный объект, аналог которому есть только в США.
Теперь в Украине осталось пять крупных заводов, специализированных на производстве азотных удобрений. Три из них принадлежат компании Ostchem Дмитрия Фирташа: “Азот”, “Северодонецкое объединение “Азот” и “РивнеАзот”. “ДнепрАзот” под контролем группы “Приват” Игоря Коломойского. “Одесский припортовый завод” пока что находится в собственности государства.
Мощность производства украинских химпредприятий
На пяти украинских предприятиях работает около 30 тысяч человек. Большая часть из них – высококвалифицированные рабочие и дипломированные химики.
производственные мощности украинских заводов, только по карбамиду и аммиачной селитре превышают 5,5 млн тонн. Это гораздо больше фактического потребления азотных удобрений аграрным сектором внутри страны.
Технологическая цепочка
Видов азотных удобрений много – карбамид, аммиачная селитра, сульфат аммония, карбамидо-аммиачная смесь (КАС).
Главным сырьем для их производства является аммиак. Карбамид получается в результате реакции аммиака с углекислым газом, селитра – из смеси аммиака с азотной кислотой.
Как видно, главным полуфабрикатом для азотной промышленности является аммиак. Он синтезируется из азота – основной составляющей нашей атмосферы, и природного газа.
Сейчас основной проблемой азотной промышленности во всем мире является цена газа. За последние 50 лет мировой рынок минеральных удобрений вырос в 5 раз. В последние годы перепроизводство и сильная конкуренция удешевила удобрения. А рост цен на природный газ значительно понизил их рентабельность.
Выгодно продавать удобрения может предприятие, которое обеспечивает себя дешевым природным газом.
Экономика отрасли
В Украине стоимость природного газа для предприятий формируется на основе цены немецкого хаба – NetConnect Germany (NCG), плюс стоимость доставки в Украину и транспортировка по украинским газопроводам.
Согласно прейскуранту НАК “Нафтогаз Украины”, в июле самая низкая цена газа от государственного монополиста составляет 7208 грн за тысячу кубометров с НДС, или $277 за тысячу кубов при курсе 26 грн/дол.
Из 1,04 тысяч кубометров газа вырабатывается тонна аммиака. Его цена может резко изменится в зависимости от стоимости углеводородов или периода внесения удобрений. Сегодня примерная рыночная стоимость тонны аммиака составляет $280 за тонну. Почти столько же, сколько стоит газ для украинских химпредприятий.
Совсем другая экономика в химической отрасли Российской Федерации.
Согласно годовому отчету российской компании “Газпром” за 2016 год (стр. 83), средняя цена реализации газа на внутреннем рынке РФ составила около 4600 рублей с НДС за тысячу кубов, или примерно $70 при среднегодовом курсе 67 руб/дол.
То есть, ресурс для производства удобрений в России обходится химпредприятиям в четыре раза дешевле, чем предприятиям в Украине.
Примечательно, что после агрессии РФ на Донбассе и в Крыму, а также в результате последовавшего за этим упадка экономики, Украина постоянно сокращает потребление газа. У “Газпрома” Украина вообще не покупает газ уже больше года.
“Газпром” потерял часть рынка сбыта в Украине, а добычу природного газа остановить невозможно. Имея профицит, Россия может позволить себе поставлять газ своим химзаводом по низкой цене. Иначе газ придется просто выпустить в атмосферу.
Между тем, российские химзаводы продают Украине газ в виде переработанного продукта – импортируют готовые удобрения, вытесняя с рынка украинских производителей.
Антидемпинговая защита
Еще в апреле 2015 года Минэкономразвития Украины, по жалобе украинских химпредприятий Ostchem, начало антидемпинговую процедуру в отношении азотных удобрений, происхождением из России.
Расследование длилось больше года. И лишь в декабре 2016 года Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) приняла решение о введении антидемпинговых пошлин на импорт российских удобрений – карбамида и карбамидо-аммиачной смеси (КАС). Ставки пошлин составили от 4% до 32% в зависимости от производителя.
Пошлины на ввоз аммиачной селитры в размере 20,5-36% были введены еще в 2014 году.
Все это время украинские азотные предприятия работали с минимальной загрузкой или простаивали. А рынок наводнили удобрения, завезенные из России, которые импортеры могли продавать дешевле украинских.
Согласно исследованию агентства “Украинские новости”, аффилированного с акционером Ostchem, в 2016 году Украина импортировала 255 тыс. тонн карбамида из РФ, или более 20% от объема собственного потребления.
Однако в начале 2017 года в Украине сложилась угроза для проведения посевной – украинские заводы не могли поставить аграриям необходимый объем удобрений, нужных в ограниченный период времени.
Долги и простои
В феврале 2017 года МКМТ приостановила действие спецпошлин на удобрения из России. А в марте азотные предприятия Ostchem остановились из-за ограничения поставок газа “Укртрансгазом” в связи с долгами.
Лишь в конце мая действие пошлин было восстановлено. А 16 июня Ostchem сообщил о возобновлении работы своих предприятий.
К этому времени заводы Фирташа собрали у аграриев предоплату за удобрения в размере 2 млрд грн.
Подобные проблемы испытывает государственный “Одесский припортовый завод” (ОПЗ). Долг ОПЗ перед “Нафтогазом” за поставленный природный газ составляет около 1,5 млрд грн. Из-за долгов, завод простаивал в августе – октябре 2016 года, потом – с января по март 2017 года.
Он запустился лишь 6 марта. Запуск состоялся в результате тендера, проведенного Фондом госимущества, который сейчас является акционером ОПЗ. Победителем стал частный трейдер “Энергетические ресурсы Украины” (ЭРУ), принадлежащий Андрею Фаворову, Дейлу Перри и Ярославу Мудрому.
Работа ведется по толинговой (давальческой) схеме – ЭРУ поставляет на завод газ и платит за его переработку в удобрения. Готовый продукт частная компания реализует сама.
После запуска завода ЭРУ наладила фасовку карбамида и впервые в истории ОПЗ начала поставлять удобрения госпредприятия на внутренний рынок. Раньше ОПЗ лишь экспортировал свою продукцию.
Токсичность химической отрасли
Химические предприятия Украины постоянно находятся в центре коррупционных скандалов.
При прошлой власти структуры Дмитрия Фирташа продавали газ государственному ОПЗ по завышенным ценам. В результате, Стокгольмский арбитраж в октябре 2016 года признал долг ОПЗ перед Ostchem в размере $250 млн.
В отношении трех азотных предприятий самого Фирташа ведется расследование Антимонопольным комитетом. Руководитель НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев подозревает химический холдинг в шантаже украинской власти с целью получения льготного газа.
Кроме того, предприятия Фирташа вместо газа закупают аммиак у российских производителей. Таким образом, с одними производителями из РФ Ostchem ведет войну, а у других закупает сырье.
Особая ситуация на “ДнепрАзоте” Игоря Коломойского. Предприятие находится в аренде нефтегазодобывающей компании “Укрнафта”. Контрольный пакет ее акций принадлежит государству через “Нафтогаз”. Еще 42% акций в собственности структур “Привата”.
До лета 2015 года, менеджмент “Укранафты” был полностью подконтролен “Привату”. Однако и после его замены финансовая группа Коломойского оказывает влияние на компанию.
Под предлогом того, что “ДнепрАзот” находится в аренде, “Укранафта” продает предприятию свой природный газ с большим дисконтом. Хотя по закону, газ добытый госкомпанией, должен поставляться для нужд населения.
Сейчас “ДнепрАзот” имеет самый дешевый ресурс среди украинских химических заводов, благодаря тому, что убытки предприятия перекладываются на “Укрнафту”. (Projects.censor.net.ua/ Пищепром Украины)