Украина входит в пятерку ведущих поставщиков грецкого ореха на мировом рынке, но этот бизнес на 90% находится в тени. Налоги в казну поступают только от 7-8 предприятий из 60-ти, занимающихся экспортом. Все остальные – фирмы-“однодневки”, записанные на номинальных владельцев и поставляющие орехи в страны Ближнего Востока.
Во время президентства Януковича контроль за экспортом орехов полностью находился в руках главы таможенной службы Игоря Калетника и нардепа Виталия Хомутынника. Калетник управлял, а Хомутынник непосредственно взаимодействовал с операторами рынка. Каждое предприятие обязано было заплатить за 20-тонную фуру с орехами по $12-16 тыс. Итого в год коррупционная рента составляла $35-40 млн.
После Революции достоинства и бегства Януковича схема поборов затормозилась, и экспорт проходил без взяток. Но длилось это недолго, и уже в конце 2014 года коррупция вернулась. Хомутынник возродил старую схему и продолжил операции через уже упомянутого Владимира Скоробагача, а также через “своих” людей на крупнейших таможнях.
Если в 2013 году легальным было 10% “орехового” бизнеса, то в 2015-м осталось лишь 5% нетеневого экспорта. В 2016 году ситуация не изменилась.
В начале 2015 года тогдашний глава Таможенной службы Анатолий Макаренко попытался установить общие правила экспорта орехов в рамках одной таможни, легализовав экспорт орехов через контакты с предприятиями. Это делалось, чтобы установить более высокий фиксированный таможенный тариф вместо откатной “схемы”.
Реализовать свои намерения Макаренко не успел, так как был отправлен в отставку после того, как в Раде сфотографировали переписку Хомутынника, в которой он упоминал Макаренко. Впрочем, это не удивительно, ведь его проект полностью противоречил условиям работы самого Хомутынника.
Макаренко сменил человек Игоря Кононенко, правой руки президента Петра Порошенко, – Константин Ликарчук. Но вскоре из-за конфликта с Насировым (который был креатурой Хомутынника) и Ликарчука отстранили от работы. Таможня оказалась обезглавленной, что Хомутыннику было на руку.
В 2015 году позиции Хомутынника в “ореховых” схемах ослабли. Тогда в борьбу за таможню вступил Владимир Гройсман и главным экспортером стала именно Винницкая таможня.
Гройсман вместе с бывшим главой ГФС Винницы Мирославом Проданом, который сегодня исполняет обязанности главы Государственной фискальной службы, вступили в борьбу за ореховый экспорт.
Тогда же с рынка подвинули главного “серого” экспортера орехов – компанию “Трудово-реабилитационный центр воинов АТО”. За этой компанией стояли Хомутынник и Скоробагач.
Сложно сказать, кто именно присматривает сегодня за экспортом орехов из Украины – Хомутынник, Гройсман или они оба, но беглый анализ таможенных накладных демонстрирует, что, как и раньше, в 2016-м, так и в первом квартале нынешнего года 80%. (Ореховод/ Пищепром Украины)