Самый высокий удельный вес сельскохозяйственной земли и лесов с иностранными владельцами программа Латвийского телевидения De facto обнаружила в латгальских Зилупском, Лудзенском и Дагдском краях.
В ходе совместного с Государственной земельной службой и компанией по обработке данных Lursoft исследования обобщались данные о юридических лицах, которым в отдельно взятом крае принадлежит не менее 500 гекторов сельскохозяйственной земли и\или леса. Поскольку некоторые наделы не такие крупные, в реальности это означает, что в руках иностранных собственников находятся еще большие площади, объясняет De facto.
И на порталах объявлений, и в соответствующих разделах местных газет по-прежнему появляются предложения продать сельскохозяйственную землю или леса. В отличие от других рыночных сделок, здесь нередко объявление начинается с уведомления, что покупатель – латвийская фирма. Кто-то по эмоциональным, кто-то по более практическим причинам не хочет, чтобы латвийская земля перешла в собственность иностранцев. Однако крупейшие сделки с землей совершались на протяжении многих лет, отмечает De facto.
В Зилупском крае иностранцам принадлежит по меньшей мере 47,5% всех сельскохозяйственных и лесных земель. В Лудзенском крае фирмы с заграничным капиталом владеют 38%, в Дагдском – 19%.
По большей части это компании со шведским капиталом, ориентированные на лесоразработку. Поля, выкупленные вместе с лесами, арендуют местные фермеры, особенно в случаях, когда те находятся поблизости от их хозяйств.
Фермер и лесовладелец Артис Вайводс, хозяйствующий недалеко от Резекне, признался LTV, что сам арендует у принадлежащей шведам фирмы землю, прилегающую к его собственной. Были бы деньги – мог бы и выкупить, рассказал он. В Латгалии аренда сельхозземли обходится примерно в 50-60 евро с гектара в год.
И здесь тоже не хватает хорошей, доступной сельскохозяйственной земли. Поля, попавшие к иностранцам вместе с лесами, на рынок аренды вышли только после того, как для получения субсидий перестало хватать простого покоса травы. Под Лудзой пара хозяйств таким образом сумела расшириться примерно на 100 гектаров. Однако, как заявил De facto и.о. руководителя Лудзенского бюро Центра сельских консультаций и образования Артур Шкестерс, “нередко объем сделки и цена, по которой владелец готов продать, для наших фермеров неприемлемы”.
В Земгале, по подсчетам De facto, иностранный капитал больше всего представлен в Ауцском крае (как минимум 15,57% от всех сельхоз- и лесных земель). Здесь иностранцы – в основном датские и немецкие предприниматели – занимаются фермерством. Просторы Видземе сильнее всего приглянулись норвежским бизнесменам. Крупнейшие сделки здесь были в Мадонском и Алуксненском краях, где теперь иностранцам принадлежит по 11,5%. В Курземе активнее шведские предприниматели. В Скрундском крае иностранцы владеют 8,24% земель.
Площади сельскохозяйственных и лесных земель, находящихся в иностранной собственности, по странам происхождения капитала
171 978 га – Швеция
48 104 га – Норвегия
46 973 га – Дания
30 551 га – Германия
19 200 га – Люксембург
8 483 га – Нидерланды
5 106 га – Кипр
3 973 га – Австрия
2 762 га – Литва
1 959 га – Гернси
733 га – Эстония
522 га – Бельгия
8% – примерно такая часть всех сельскохозяйственных и лесных земель Латвии прямо или опосредованно принадлежит иностранцам.
Источник: De facto, Земельная служба
“Сегмент сельскохозяйственной земли – стабильно самый активный на рынке, в том числе и в те годы, когда цены падали или останавливались. С 2013 года число и объем сделок уменьшились – больше особенно нечего купить. В 2009-2013 годах [в сделках доминировали] плодородные сельскохозяйственные земли. Сейчас скупают то, что в те времени интереса не вызывало.
Заболоченные участки, неудобья, которые уже не такие ценные”, – пояснил De facto член правления риелтерской компании Arco Real Estate Марис Лаукалейс.
Три года назад условия приобретения сельскохозяйственной земли были существенно изменены – одновременно с открытием рынка для иностранцев. Однако данные Земельной службы указывают, что на тот момент желающие прикупить латвийской земли уже нашли способ это сделать через созданные в Латвии фирмы. Сейчас иностранцам-физическим лицам принадлежит лишь полпроцента сельскохозяйственной земли. И чаще всего эти новые владельцы – граждане России, длительно живущие в Латвии.
“Говоря об иностранцах, ничего особо не изменилось. Основной эффект [изменения] оказали именно на местных жителей, которые столкнулись с различными требованиями
к образованию и так далее. Спад спроса был именно со стороны местных. Со стороны остальных спрос сохранился. Можно сказать, не изменился”, – заявил De facto Янис Скарис, возглавляющий в Земельной службе отдел оценки.
Как уже писал Rus.Lsm.lv, этой весной Сейм предпринял новую попытку усложнить процесс приобретения сельскохозяйственной земли, включив в закон языковые требования к потенциальному владельцу. Президент Раймонд Вейонис в конце марта счел поправки некачественными и, отказавшись их подписать, вернул парламенту на доработку. По всей видимости, после того заявил депутат от премьерской фракции Союза “зеленых” и крестьян Ингмар Лидака, Сейм вернется к поправкам в середине мая. (De facto/ Пищепром Украины)