Спрос на молочные продукты, выросший с января по август 2016 г., в ближайшее время начнет сокращаться, прогнозируется в отчете Национального союза производителей молока (“Союзмолоко”) и аналитического центра MilkNews.
Тенденция увеличения потребления молочных продуктов в России, которая наблюдалась до сентября этого года, может измениться в ближайшее время. На спрос негативно влияет рост мировых цен, что приведет к сокращению поставок дешевых импортных продуктов. По итогам нынешнего года потребление молочных продуктов может сократиться на 2-3%.
Негативно на рынок влияет начавшийся рост мировых цен, что связано с возобновлением активного спроса в Китае. В январе-августе потребление питьевого молока, по предварительным данным, выросло на 0,5%, йогурта – на 1,4%, кефира – на 1,6%, сыров и сырных продуктов – на 4,8%. Эта динамика в значительной мере была обеспечена увеличением поставок на российский рынок дешевой продукции, прежде всего, из Белоруссии, объясняют аналитики. Так, общий объем импорта за первых восемь месяцев текущего года вырос на 11,5% до 4,7 млн. т. Белорусская продукция занимала до 95% поставок в зависимости от категории.
Начавшееся изменение ситуации на мировом рынке вынудит импортеров сокращать ввоз дешевой продукции, а рост цен на сырье ускорит подорожание российских марок, отмечается в докладе. При этом по итогам 2016 года рост цен вряд ли превысит уровень инфляции, отмечает исполнительный директор “Союзмолока” Артем Белов. Молочная продукция традиционно сильно зависит от роста цен, любое их увеличение сразу негативно отражается на спросе, тем более в условиях падения доходов, напоминает он. По данным Росстата, в январе-сентябре доходы населения сократились на 5,3%.
Один из производителей утверждает, что потребление молока, кефира, сметаны, творога пока не сокращается, но покупатели переключаются на дешевые бренды. “27% потребителей выбирают более дешевые марки, чем три месяца назад, в том числе собственные торговые марки сетей. Наиболее популярной стратегией экономии является поиск магазинов с низкими ценами”, – комментирует руководитель направления по стратегическому партнерству Nielsen Россия Салтанат Нысанова.
Производство цельномолочной продукции в России в январе-августе 2016 г. выросло на 1,9%, до 8 млн. т. Так, выпуск питьевого молока вырос на 0,9% (3,6 млн. т), йогурта – на 2,6% (530,4 тыс. т), кефира – на 1,5% (754,1 тыс. т), сыров и сырных продуктов – на 2,2% (395,5 тыс. т). Высокая доля дешевой импортной продукции на российском рынке, которая наблюдалась в начале-середине года, негативно отразилась на конкурентоспособности российских производителей. В условиях роста себестоимости производства из-за девальвации рубля предприятия не могли повышать цены на свою продукцию, что негативно отражалось на рентабельности, говорится в отчете “Союзмолока” и MilkNews. Отрицательным фактором также остается нехватка собственного сырья: по данным “Союзмолока”, сегодня Россия обеспечивает себя товарным молоком на 72,1%. Оценить уровень рентабельности отрасли целиком сложно, в зависимости от категории он может отличаться в разы, говорит Артем Белов.
В PepsiCo (бренды “Веселый молочник”, “Домик в деревне”, “Кубанская буренка” и пр.) и Danone (“Активиа”, “Простоквашино”, “Петмол”), на которых приходится около 30% всего рынка молочной продукции в России, не стали раскрывать производственные планы. В Metro Cash&Carry и сети “Перекресток” пока не заметили снижения спроса на молочную продукцию. Представитель “Перекрестка” добавил, что существуют “небольшие проблемы” с сырьем, по большой части, для масла и сыра, но они не являются причиной повышения стоимости продукции и носят сезонный характер. В Valio (сыр Viola), “Ленте”, Auchan и “Дикси” не предоставили комментариев. В 2014 г. потребление молочной продукции в России сокращалось на 1,6%, до 39,2 млн. т, в 2015 г. – на 2%, до 38,3 млн. т, следует из материалов “Союзмолока”. По итогам этого года падение может достигнуть 2-3%, полагает Артем Белов. (Коммерсант/ Пищепром Украины)