В 2015-м Украина экспортировала аграрной продукции на $14,6 млрд., из них высокомаржинальной – на $6,6 млрд. За пять месяцев 2016-го внешнеэкономический оборот вырос на 4,3%, а экспорт – на 2,4%. Причем на экспорт продуктов сельского хозяйства пришлась почти половина всех украинских поставок за границу. В общем товарообороте аграрной продукции в Украине экспорт занимает более 75%. По сравнению с январем-маем 2015-го поставки на внешний рынок увеличились на $132,1 млн., до $5,7 млрд.
Наиболее востребованы на внешних рынках наши подсолнечное масло, кукуруза, пшеница, соя и макуха. К примеру, экспорт подсолнечного масла и бобовых вырос за пять месяцев на 94%, семян льна – на 71,4%, пшеницы – на 57,9%. Одной из главных задач в свете торгового эмбарго с Россией была переориентация экспортных потоков и диверсификация рынков сбыта. По итогам 2016 г. лидерство в региональной структуре экспорта по-прежнему у азиатского рынка. На эти страны приходится 43% всех поставок, или $2,5 млрд. Большая часть украинской продукции сельского хозяйства отправляется в Китай.
– Товарооборот с КНР продолжит увеличиваться, – говорит Владислава Рутицкая, советник министра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции. – Министерство ведет активную работу по расширению перечня продукции, которую наши аграрии смогут поставлять в эту страну. В ближайшее время мы хотим открыть китайский рынок для украинских ягод и подсолнечного шрота. Второй по значимости рынок для украинской агропродукции – страны Евросоюза. За первые пять месяцев 2016 г. Украина увеличила экспорт в ЕС на 24%, в том числе нарастили поставки продуктов переработки. В частности, подсолнечного масла более чем в три раза, переработанных овощей в 2,6 раза. Кроме того, увеличились поставки сахара, меда, мяса птицы, кондитерских изделий, яиц. Тройку стран с самым высоким показателем импорта из Украины замыкают государства Африки. Мы отправили туда агропродукции на $875,8 млн.
– Я абсолютно уверена, что у нас достаточно потенциала, чтобы увеличить товарооборот с этими странами в разы, – продолжает Рутицкая. – Сейчас мы ведем активную работу над открытием новых рынков для украинских сельхозпроизводителей и расширением номенклатуры товарных позиций. Недавно я была с рабочим визитом в Польше. Один из польских чиновников мне сказал: “Украинская продукция безопасная, качественная, у вас ниже себестоимость производства. И самое главное – ваши продукты очень вкусные. Вы сможете найти свое место не только на европейском, но и на мировом рынке”. В перспективе – увеличение товарооборота с Китаем (мясо птицы, говядина, ягоды). Продолжаются непростые переговоры относительно зоны свободной торговли с Турцией и Израилем. Не прекращается работа по углублению сотрудничества с Азербайджаном, Ираком, Индонезией, Саудовской Аравией, Южно-Африканской Республикой, Японией, Коста-Рикой, Кубой. С последней обсуждается возможность экспорта кормов для животных. (УНН/ Пищепром Украины)