Реалии, в которых приходится работать украинским производителям овощей, меняются фактически ежечасно: геополитическая ситуация остается напряженной, ситуация на валютном рынке – нестабильной, а перспективы с экспортом – туманными. При этом в текущем сезоне аналитики рынка прогнозируют увеличение производства овощей в стране. О том, как развивается рынок овощей и семян овощных культур в нынешнем году, а также о том, стоит ли ожидать экспортного прорыва украинской овощной продукции на рынки ЕС, в интервью журналистам “АПК-Информ: овощи и фрукты” рассказал Григорий Иванов, региональный менеджер компании “HM.CLAUSE” в Украине, Беларуси и Молдове.
По словам Г. Иванова, украинский рынок семян овощных культур стремительно развивается, меняется его конъюнктура, а требования покупателей стали более жесткими. “К примеру, еще каких-то 5-7 лет назад фермеры просто покупали “семена капусты”. Затем, начали их разделять на сроки созревания: ранних, средних и поздних сортов. Сейчас же большая часть производителей отдают предпочтение именно определенным гибридам. Это позволяет им более четко разработать стратегию сбыта: то ли это будет суперранняя тепличная капуста, то ли – средняя, для переработки, то ли – поздняя, которая оптимально походит для хранения”, – говорит эксперт.
По мнению специалиста, такие тенденции на рынке семян свидетельствуют о том, что украинские фермеры все больше делают акцент на качестве продукции. При этом Г. Иванов отмечает, что прошлый год был довольно успешным, как для поставщиков семян, так и для производителей овощей. Из-за неблагоприятных погодных условий, прежде всего – из-за недостатка осадков, урожай овощей в стране снизился, что позволило производителям удерживать относительно высокие цены. Однако в этом сезоне ситуация может резко измениться, причем – не в пользу фермеров.
“В этом году влаги было достаточно и урожай основных овощных культур борщового набора в Украине будет больше, однако это, скорее всего, негативно скажется на ценах, – уверен Г. Иванов. – Вся проблема заключается в том, что украинские фермеры научились выращивать качественную продукцию, но так и не умеют ее продавать”.
Эксперт подчеркивает, что продукцию внутри страны по высоким ценам фермерам довольно сложно. Прежде всего, это связано с заметным снижением платежеспособности населения из-за девальвации. При этом лишь некоторые украинские хозяйства имеют опыт прямых поставок в розничные сети. Хоть и условия там не самые удобные для производителей овощей.
“Главная причина того, что фермеры пока не в состоянии напрямую работать с супермаркетами, заключается в том, что один производитель практически не может гарантировать стабильные поставки продукции в течение всего года. Выход – кооперация. Однако наши аграрии пока не готовы на такой шаг, поскольку ими в большей степени руководят ментальность, страх и желание заработать сегодня и сразу, чем реальное понимание ситуации. На мой взгляд, должен пройти не один год и смениться не одно поколение фермеров, прежде чем украинские производители осознают, что только объединение и кооперация дают возможность эффективно развивать этот бизнес более эффективно и максимально избежать проблем с реализацией”, – подчеркивает Г. Иванов.
Относительно перспектив экспорта он подчеркивает, что украинская продукция может быть весьма конкурентоспособной на европейском рынке в силу достаточно высокого качества и меньшей себестоимости. Проблема в том, что производители Украины мало осведомлены о потенциальных внешних рынках сбыта. Попытки изучить их проявляют единичные хозяйства, при этом нет какой-либо информационной поддержки со стороны госструктур, в частности – Минагропрода, благодаря которой фермеры смогли бы больше узнать о европейском рынке, о требованиях покупателей, сертификации, нормах и т.д.
“Я знаю точно, нас боятся в Европе, в частности в Польше и соседних странах, потому что украинская продукция не уступает в качестве местной, но при этом – дешевле. В т.ч. за счет недорогой рабочей силы. Т.е. можно смело сказать, что эта дверь для нас открыта, проблема в том – что в нее никто не идет. Украинские фермеры практически не проявляют активности для понимания и освоения этого рынка, даже несмотря на то, что мы уже имеем примеры успешных поставок украинских овощей на рынок ЕС. Это же не какой-то эфемерный рынок, это прежде всего – люди, с которыми нужно находить контакты, вести переговоры, налаживать сотрудничество. При этом, что немаловажно, Минагрополитики также не оказывает информационную поддержку. Как результат, де-факто европейский рынок для нас открыт, но на деле мы сами не торопимся на него выходить”, – резюмирует Г. Иванов.
Он подчеркивает, что Украина имеет колоссальные природные ресурсы для успешного выращивания овощей и фруктов, благодаря чему у нее есть огромный потенциал в качестве экспортера плодоовощной продукции. Однако успешному развитию экспортного потенциала, по мнению Г. Иванова, на сегодняшний день препятствует отсутствие у фермеров стратегии продаж и желания анализировать потенциальные внешние рынки сбыта.
“На данный момент можно с уверенностью сказать, у нас самые лучшие фермеры, лучшие почвы и прекрасный агроклимат! Мы отлично умеем работать и умеем выращивать качественную продукцию. Однако, как ни печально, мы все еще не умеем продавать. Мы не умеем пока правильно упаковывать, сделать предпродажную подготовку, работать напрямую с сетями, не осваиваем внешние рынки – и это именно те факторы, которые являются своего рода сизифовым камнем для украинских аграриев”, – констатирует Г. Иванов. (АПК-Информ/ Пищепром Украины)