Хлеб да соль – без них русский стол представить невозможно. Ими встречают гостей, их традиционно выносят на свадьбы. Они есть в каждом магазине и стоят, казалось бы, сущие копейки. Однако именно на этих продуктах первой необходимости сегодня делаются такие сумасшедшие прибыли, которым могут позавидовать даже торговцы оружием и наркотиками.
Наценки на обычную соль доходят до 2500% (!) от ее реальной цены, а маркетинговые уловки позволяют делать из “белой смерти” разного рода эксклюзивы (типа розовой соли, соли в хлопьях и цветах), которые стоят еще дороже. Хлеб продают по цене в 10 раз выше себестоимости. “Московский комсомолец” узнал от экспертов об удивительных способах, которые помогают производителям сделать деньги из ничего. Лето закончилось, а вместе с ним перестала радовать традиционная для этого периода нулевая инфляция, которая зависит от сезонных продуктов (овощей и фруктов). Это значит, что с осени продукты будут только дорожать. Но, как рассказал эксперт потребительского рынка и ценовой политики Станислав Черкасов, маркетологи не упускают шанса заработать на потребителях, накручивая наценку даже на самые недорогие товары от 300 до 2500%.
– В случае с солью самая распространенная маркетинговая уловка – упаковка. От ее качества и дизайна зависит итоговая стоимость продукта, – рассказывает Станислав Черкасов. – Средняя цена соли “Экстра” от производителя – 7-8 руб. за килограмм. В магазине соль “Экстра” в целлофановой упаковке (пакете) продается по 14-22 руб. за 1000 граммов. В этом случае стоимость соли на пути к прилавку уже увеличилась в 2-3 раза, то есть на 100-200%. Соль “Экстра” в пластиковых банках весом 500 г стоит от 43 до 70 руб. То есть в 10 раз, или на 900% дороже. При этом мы перечислили цены магазинов экономкласса. В супермаркетах премиального сегмента наценка на соль может доходить до 2500-5000%.
Но это еще не все. Сегодня чрезвычайно модной стала розовая соль. И хотя ее польза никакими научными исследованиями не доказана, народ, что называется, хавает. Вам любопытно будет узнать, что средняя цена на такую соль от производителя составляет всего 21 руб. (!) за килограмм (или 2,1 руб. за 100 граммов). Но в упаковке “Мельница” весом 95 г она уже стоит 170-200 руб., а это в 100 раз дороже! В упаковке “Мельница” весом 200 г розовая соль стоит уже 400-500 руб. (до 2500 руб. за кг) – в 100-120 раз дороже себестоимости.
– В некоторых региональных торговых сетях начала появляться экзотическая соль: копченая, с бальзамическим уксусом, соль причудливых необычных форм в виде хлопьев или цветов. По сути, это та же самая соль, что и в обычных пакетах по 14 руб. за кг, но с добавками и необычной формы, – раскрывает маркетинговые уловки Станислав Черкасов.
Соляные хлопья и похожие на них соляные цветы производятся путем медленного выпаривания соляного раствора и используются в высокой кухне для того, чтобы разнообразить вкусовые ощущения. Добавлять в блюдо их рекомендуется только в момент сервировки, поскольку смысл придания соли формы хлопьев состоит в том, чтобы эти хлопья разрушались уже во рту в процессе пережевывания пищи. Такая соль носит исключительно эстетическую функцию. Не является более полезной или вредной, чем обычная, при этом стоимость ее достигает порядка 300 руб. за банку 150 г и 500 руб. за 300 г. То есть минимум 1500 руб. за кило.
Переходим к хлебу. Средняя цена батона “Нарезной” от производителя – 11 руб. за штуку (400 г). Внимание – в эту стоимость уже включены не только ингредиенты, а также логистика, обслуживание оборудования и зарплата персонала. В магазинах же средняя цена такого батона в среднем по РФ составляет уже 34 руб. за штуку. В Москве он стоит около 25 руб., а на Дальнем Востоке уже около 50 руб. “Таким образом, стоимость батона в среднем по стране увеличивается в 3 раза, то есть на 200%. В частности, в столице переплата за батон составит примерно 135%, на Дальнем Востоке – 360%”, – говорит Черкасов.
Что касается хлеба в нарезку, то себестоимость такого продукта вырастает на 2-3 руб. и составляет около 14 руб. Однако в московских магазинах нарезанный батон хлеба можно приобрести уже за 38 руб., что почти в 3 раза больше себестоимости. Наценка на другие разновидности хлеба (зерновой, многозлаковый и пр.) по пути к прилавкам может достигать от 500 до 1000% и более, в зависимости от категории магазина. Так, в супермаркетах премиального сегмента наценка на обычный батон может достигать 1500%.
Сегодня на пике популярности находится так называемый “правильный хлеб” – бездрожжевой и цельнозерновой. Бездрожжевой хлеб сейчас можно купить практически в любом магазине, стоит он от 35 руб. (250 г) до 500 руб. (500 граммов). Но мало кто знает, что бездрожжевой хлеб – это миф. На самом деле для его изготовления используется закваска с содержанием дрожжей, только “диких”. Поэтому данный продукт не содержит только промышленные дрожжи, что “забывает” указать производитель.
Что касается цельнозернового хлеба, на котором сидят все приверженцы ЗОЖ, то предполагается, что в нем содержатся цельные зерна и мука грубого помола. Это действительно делает данный продукт невероятно полезным. Однако стоит учесть, что внешний вид такого хлеба будет совсем не привлекательным, к тому же сроки его хранения слишком малы – до 72 часов. В связи с этим многие отечественные производители имитируют цельное зерно, добавляя в белую муку определенный процент отрубей и зародышей зерна. Себестоимость такого хлеба не более 15 руб. за 600 граммов, а цена на полке магазина – от 70 руб. до 500 руб. за 300-400 г. То есть под брендом “цельнозерновой” его стоимость увеличивается сразу на 500-2500%. Настоящий цельнозерновой хлеб все же можно найти, но его цена за 250 граммов колеблется от 280 до 420 руб. В общем, жадности производителей нет предела. Однако выбирать покупателям не приходится. (МК/ Пищепром Украины)