Повышение цен на продукты питания может носить сезонный характер. Такое мнение высказал доктор экономических наук Асылбек Аюпов. Отметим, что согласно прогнозам Национального банка, в среднесрочной перспективе основные инфляционные риски, преимущественно связанные с членством Кыргызстана и новыми условиями ЕАЭС, могут оказать повышающее давление на динамику потребительских цен.

В связи с чем главной целью макроэкономической политики стало сохранение стабильности в этом направлении, которая в свою очередь является фундаментальным фактором, определяющим возможности экономического роста КР за счет проведения денежнокредитной политики.

Для удержания инфляции на уровне однозначных показателей Нацбанк КР продолжит работу по развитию основы денежно-кредитной политики, использующей учетную ставку Национального банка в качестве промежуточного ориентира политики и модернизации используемых инструментов денежнокредитной политики. Это позволит далее усилить работу процентного трансмиссионного канала и воздействие учетной ставки Национального банка на рыночные ставки.

Также Нацбанк продолжит реализацию ключевых задач, определенных НСУР в части развития конкурентной среды в финансовом секторе, внедрения механизмов по снижению процентных ставок по кредитам, выдаваемым коммерческими банками, что создаст условия для повышения уровня финансового посредничества финансовокредитных учреждений. По словам А. Аюпова, в одну из функций Нацбанка входит, как раз, прогнозирование инфляции, чаще всего это происходит за счет роста ВВП или внешних факторов.

“В данном случае таким внешним факторов выступает ЕАЭС. Сейчас, если выйти на рынок, то можно наблюдать за тем, что продукты питания подорожали. Это может быть связано, с одной стороны, с сезоном. То есть сейчас время, когда появляются первые свежие сельхозпродукты, которые, соответственно, дороже тех, что со складов. С другой же стороны, как уже отмечалось, на это могло повлиять вступления КР в ЕАЭС. Мы видим, что отечественные прилавки заполняются растительным маслом, сахаром и молочными продуктами из Казахстана и Беларуси. Наши производители не выдерживают конкуренции. В то время, как ожидалось, что предприниматели Кыргызстана смогут экспортировать товары на 180 миллионный рынок. Таким образом, цены повышаются, а доходная часть не растет. Это приведет к снижению покупательской способности населения. Производителям придется сократить планируемое производство. А это чревато проблемами погашения взятых кредитов”, – пояснил экономист.

В связи с этим он рассказал, что Нацбанк может снизить процентную ставку кредитов, что сейчас и делается. “Но при этом она не должна быть ниже, чем процент инфляции. То есть, если инфляция 10%, то процентную ставку нельзя снижать до 9%. Это станет невыгодным для кредитующих учреждений”, – сказал А. Аюпов. (Кабар/ Пищепром Украины)

Добавить комментарий