Для многие виноделие созвучно с виноградниками и дубовыми бочками, хранящимися в подвалах. Но в крупнейшем производителе вина в Испании Вирхен-де-лас-Виньяс процесс изготовления любимого многими напитка выглядит совсем иначе. Вино производится в стальных чанах и цистернах, а сотрудники, чтобы сохранить свое место, вынуждены работать в три смены.

Это та самая неромантичная сторона виноделия в регионе Кастилия-Ла-Манча, на долю которого приходится половина всего производства вина в Испании. Большинство продукции продается оптом или транспортируется за границу, где она может смешиваться с другими сортами вин или даже реэкспортироваться.

В то время, как испанские производители выпускают большое количество вина, некоторые начинают задумываться о том, была ли стратегия больших объемов производства выигрышной, поскольку перепроизводство негативно сказалось как на ценах на винную продукцию, так и на качестве самого напитка. Ряд специалистов отмечает, что страна пыталась выйти на растущий рынок с помощью массового производства, руководствуясь тем, что многие потребителей любят вино, но не могут позволить себе купить   дорогую бутылку. “Мы значительно увеличили наш экспорт, но, вероятно, слишком быстро, поскольку получили неправильную ценовую пирамиду, в которой большое количество вина продается слишком дешево”, – отметил Рафаэль дель Рей, директор испанской обсерватории рынка вина.

В последние годы лидерство на рынке виноделия получили Франция и Италия. Испания в этом рейтинге занимает третье место. Эти страны значительно опережают других производителей вин – США, Чили и Австралию.

Оптовые производители вина в Кастилии-Ла-Манча по понятным причинам гордятся состоянием своих современных оросительных систем, а также систем хранения урожая, которые они устанавливают с помощью дотаций ЕС. В сочетании с относительно низкими затратами на рабочую силу, их инфраструктура позволила снизить цену своего вина практически в два раза по сравнению с Францией.

Однако Рафаэль дель Рей предлагает взглянуть на ситуацию с другой стороны и сравнить показатели Испании и Италии. В 2000-м году обе страны экспортировали вино по одинаковой средней цене в 1,41 евро за литр. К 2014 г. ситуация изменилась: Италия начала продавать свое вино, в среднем, по 2,5 евро или $2,78 за литр, в то время, как цена на испанские вина упала до 1,71 евро или $1,30 за литр. В этот период итальянский экспорт вина вырос на 15%, а испанский – на 154%. Но доходы Испании (около 2,6 млрд. евро) в два раза меньше доходов Италии.

Испанские вина массового производства вытеснили с рынка итальянских конкурентов. В частности, во Франции. Испания на сегодняшний день продает около 500 млн литров вина во Францию, 90% которых приходится на оптовый экспорт по средней цене – 40 евроцентов за литр. В то же время, Франция экспортирует около 250 млн. литров вина по средней цене 1,24 евро, что в три раза превышает стоимость испанской продукции. По словам господина дель Рея, подобное соотношение, не значит, что каждый литр закупленного Францией испанского вина реэкспортируется, тем не менее, нельзя отрицать, что некоторое испанское вино становится частью французского экспорта по более высокой цене.

В то же время, даже некоторые страны-соседи начинают возражать против того, что Испания производит слишком много вина и переправляет его на их рынки. Так, в апреле французские фермеры остановили 5 грузовиков с испанским вином возле границы и вылили напиток на землю в знак борьбы с недобросовестной конкуренцией. Цезарео Кабрера дель Прадо, президент одного из крупных винных производителей Эль Прогресо, прокомментировал этот инцидент, отметив, что, Испания, возможно, подрывает производственные расходы Франции на вино, но французские молочные фермеры сделали то же самое для испанского рынка молочной продукции.

Проблема винной отрасли в Испании также заключается и в том, что многие компании не стремятся разливать свои напитки в бутылки, а продают вино оптом в пластиковых мешках, на многих из которых уже нанесено название иностранного производителя. Некоторые регионы пытаются бороться с таким положение вещей, призывая производителей разливать свое вино в бутылки и снижать объемы массового производства. Однако модель оптового выпуска выгодна для производителей, поскольку позволяет экономить на масштабах.

Хотя многие эксперты считают, что Испания должна сократить свою зависимость от массового производства вина, такая стратегия может иметь пагубное влияние и для тысячей фермеров, продающих свой виноград для массового производства. Производители вина начали обращать внимание на массовое производство после того, как в 2009 году ЕС прекратил субсидирование дистиллированных алкогольных напитков. А большие урожаи, в свою очередь, стали причиной рекордного снижения цен на вина. Тем не менее, некоторые производители вина в Кастилии-Ла-Манча все еще делают ставку на качество вина, а не на массовое производство. Они призывают политиков помочь им в развитии, поскольку продавать бутылку вина за 20 или 40 евро гораздо сложнее, если клиенты знают о существовании оптовых производителей и низких цен. (UBR/ Пищепром Украины)

Добавить комментарий