Запрет на ввоз киргизского картофеля в Казахстан не скажется на бесперебойном обеспечении внутреннего рынка, поскольку сельхозпроизводители республики способны самостоятельно обеспечить внутренний спрос, считает глава Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев.
Пресс-служба министерства сельского хозяйства Казахстана сообщила о введении временного запрета на ввоз картофеля из Киргизии из-за участившихся случаев поставок зараженного нематодом картофеля. По данным казахстанского Минсельхоза, только с января текущего года выявлено 79 случаев и предотвращен завоз зараженного картофеля. В Киргизии возвращено более 1000 т зараженной продукции.
“В Казахстане достаточно своего картофеля. Более того, потенциал сегодня работающих хозяйств гораздо больше, чем мы сегодня выращиваем, так как мы ограничиваемся спросом. А наши возможности гораздо выше, они сдерживаются тем, что есть высокие конкуренты со стороны Киргизии, России”, – сказал Бисетаев. Он напомнил, что золотистая нематода, регулярно обнаруживаемый в картофеле из Кыргызстана, является червем, который “при употреблении в пищу не опасен, но может заразить другие культуры”.
“Это червь, который поселяется в клубне и потом поселяется в почвах, где сеется посевной материал и заражает все культуры, которые вынашивается – картофель, томаты, другие пасленовые. До 10 лет может поражать урожай до 90%. Очень серьезное заболевание. Очень много случаев”, – сказал глава отраслевого союза.
По его словам, Комитет государственной инспекции министерства сельского хозяйства “в течение зимнего периода этого года это заболевание обнаружил в картофеле” из Кыргызстана. “И мы в начале февраля от своего союза обращались к Министру сельского хозяйства с просьбой ограничить ввоз карантинного заболевания вместе с картофелем в Казахстан. Нас услышали, правда процедура длилась долго – 2 месяца. Но граница закрыта”, – констатировал Бисетаев.
Он отметил, что для человека золотая нематода “может не иметь особых последствий, но для сельхозпроизводителей – это очень опасно”. “Через мешкотару, остатки почвы в кузове оно может передаваться на тысячи километров. И оно представляет угрозу не только для юга, где картофель используется или может использоваться как семена, но и угрожать землям на севере”, – заметил спикер.
“У нас более 30 хозяйств, которые занимаются картофелем, морковью, свеклой, капустой в основных регионах в Павлодарской, Карагандинской, Костанайской, Акмолинской областях, в Восточно-Казахстанской… Для нас это опасность. И мы надеемся, что МСХ и в дальнейшем будет оперативно реагировать на вызовы, которые идут из-за пределов Казахстана”, – добавил он. По мнению Бисетаева, овощеводство вообще и картофелеводство в частности в Казахстане вполне может полностью освоить внутренний рынок и вытеснить завозимую продукцию.
“Наша отрасль развивается, мы показываем высокие темпы и соответствуем мировым требованиям, которые применяются к выращиванию картофеля. Мы очень конкурентоспособны. Мы не только научились в достаточном объеме выращивать, наш картофель обладает высокими вкусовыми качествами, и с точки зрения экологии наш картофель безупречен по качеству. Мы сегодня также научились хранить картофель практически до июня включительно. И за последние 2 года нет скачков цен, которые были характерны прошлым годам, когда к весне ура вырастала на картофель в 3-4 раза. Сегодня, когда у нас есть склады и нормальные технологии хранения, мы продаем картофель почти по той же цене, что и осенью”, – заключил он. (forbes.kz/ Пищепром Украины)