В нынешнем году весну молочники ждут со страхом. “Большое молоко” не принесет особой прибыли ни производителям, ни переработчикам. А все потому, что придется снижать цены на молоко в условиях слабого внутреннего спроса и крайне неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка. В отличие от прошлого года, девальвация гривны положение операторов рынка уже не спасает.
Итак, в Украине очень скоро будет излишек молока, и цены на него упадут. Сельхозпроизводители это понимают и сейчас пытаются добиться хоть какой-то помощи от государства. Особенно остро стал вопрос отмены льготного режима налогообложения для сельхозпредприятий. В поддержку поданного в Парламент соответствующего законопроекта на днях запланированы в Украине массовые акции протеста аграриев. Но будут ли они услышаны, сейчас и Парламенту и Правительству не до них, тут бы в кресле удержаться.
Аграрии также видят врага в переработчиках, обвиняя их в желании снизить закупочную цену на молоко. Переработчики-то не просто уменьшают (вернее только намерены снизить) цены. Из дорогого сырья получается дорогая продукция, которая плохо продается на внутреннем рынке и совсем не продается на внешнем.
Собственно говоря, может быть, скоро ряд производителей молока почувствуют себя “в шкуре переработчиков”. Имеется в виду оглашенное на недавнем “Восточно-Европейском молочном конгрессе” решение создать в Украине на базе предприятий АВМ (Ассоциация производителей молока) кооператива, который будет сам и производить, и перерабатывать собственное молоко. Идея возникла относительно недавно и теоретически воплотима в жизнь. Теоретически потому, что плохо сейчас представляется, что украинские производители смогут нормально договориться между собой о долевом участии в таком проекте.
В принципе скинуться по несколько миллионов они могут, но захотят ли? Если же финансирование такого предприятия будет проводиться какими-то иностранными инвесторами (возможность этого в своих презентациях упоминали инициаторы), то и собственником будет этот инвестор, и такое предприятие ничем не будет отличаться от ныне работающих молокоперерабатывающих компаний.
В любом случае, даже если такой кооперативный завод (заводы) будет создан, цена молока для хозяйств участников теоретически будет превышать их уровень в других хозяйствах лишь на 10-15%. Но прежде чем будет такая дополнительная прибыль, нужно инвестировать немалые деньги в создание собственной переработки, которые могут отбиться лет так через 6-8. Готовы ли сегодня аграрии вкладываться в такие “длинные” и пока не проверенные проекты – большой вопрос. Можно конечно сослаться на работу успешных кооперативов “ФрисландКампина” или “Фонтерра”, но ведь они базировались не на крупных хозяйствах (как в Украине), а на мелких фермерах и добивались нынешнего успеха десятилетиями.
В общем, прибыли может большой и не будет, зато не придется отдавать сырье дешево ныне работающим заводам, это так очень по-украински.
На фоне активных разговоров о создании объединений больших сельхозпроизводителей в кооперативы, в Украине как-то все забыли об объединении мелких производителей молока (домохозяйств). Ведь именно эта категория пока кормит большую часть украинского населения молочными продуктами, и крупно-товарные предприятия не смогут их заместить даже через десять лет.
Ну, в любом случае, кооперативы (любые) заработают в Украине очень не скоро и пока нужно думать, как прожить хотя бы текущий сезон, куда девать излишки молока. Вряд ли экспорт будет особо успешным. Но начинать работу по продвижению товаров на новые рынки (вне России) необходимо. Перспективы поставок в ЕС остаются весьма туманными и не только на этот год. Кроме традиционных стран- импортеров сухого молока в Азии и Африке, нужно пытаться продвигать молокопродукцию в Китай (тема у всех на устах) и особенно перспективным может быть торговля с Ираном. После длительного периода торгового эмбарго в этой стране рынок молокопродуктов еще не освоили ведущие мировые игроки (в отличие от Китая).
Кстати с Ираном Украина на днях уже подписала некий Меморандум, который должен способствовать экономическому сотрудничеству стран. Поэтому молочникам-экспортерам стоит хорошо изучить вопрос поставок в Иран.
Но, даже если Украина выйдет на новые рынки, прибылей особых в этом сезоне не будет. Сыр девать некуда, так что основной массе операторов придется сушить молоко, производить масло и продавать их западным трейдерам. При этом летом цены экспортных сделок, скорее всего, будут рекордно-низкими за многие годы. Сравнивать мы их уже будем даже не с 2009 г. (последний существенный ценовой обвал), а с далеким 2002 г. (Инфагро/ Пищепром Украины и мира)