Лишь нескольким латвийским предприятиям общественного питания удавалось до сих пор развивать сети кафе и ресторанов за границей, и опыт пока что ограничивается в основном странами СНГ. По мнению опрошенных DB предпринимателей, у отрасли общественного питания есть потенциал за границей, нужно только правильно выбрать стратегию завоевания рынка, используя франшизу, и этому мешает нехватка знаний.
В принципе франшизы есть и некоторые минусы: продавец франшизы должен следить за тем, добросовестно ли партнер выполняет условия, не мошенничает ли с финансами. “Как только возникают сложности, люди начинают искать способ не платить проценты с оборота”, – отмечает Сергей Плотников, член правления DC Holdings (Double Coffee).
DC Holdings имеет за границей шесть договоров франшизы: четыре в России, а также в Баку и в Алматы, и кафе в странах Азии сейчас работают лучше, потому что на российском рынке наступили сложные времена. Полтора года назад предприятие начало активно работать над освоением западноевропейского рынка. Интерес к сотрудничеству выразили швейцарские и британские компании. Некий предприниматель планирует открыть в Лондоне десять заведений Double Coffee.
SIA TKB Service (Turkebab) открыло свое первое кафе в Латвии в 2009 г., а сейчас иъ уже десять. Владелец предприятия Осман Уресин рассказал, что одна попытка работать по франшизе уже была – в Таллине Turkebab проработал два года, но сейчас, к сожалению, закрылся. “Мы думали, что инвестор начнет активно участвовать в работе кафе и развивать сеть, но этого не произошло. Опыт Эстонии показывает, насколько важен договор, определение взаимоотношений и сфер ответственности”, – говорит предприниматель. (rus.db.lv/ Пищепром Украины и мира)