Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) намерено отменить государственное регулирование оптовых цен на социально значимые товары. Для того чтобы избежать социального недовольства, в ведомстве предложили сохранить контроль над розничными ценами на эти товары в торговых сетях, а также дополнительно ввести регулирование уровня вознаграждений, которые поставщики платят ритейлерам за вход в торговые сети. Эксперты говорят, что такие меры все равно приведут к новому росту цен, например, на хлеб, муку и крупы.
Министерство экономического развития и торговли вернулось к идее отмены госрегулирования цен на социально значимые товары. В распоряжении “Апострофа” оказался разработанный ведомством предварительный вариант изменений в постановление Кабинета министров №1548. В документе предлагается отменить для поставщиков предельные наценки на оптово-отпускную цену ряда товаров (сейчас не должна превышать 15%), а также максимальный уровень рентабельности для производителей социально значимых товаров.
Инициатива министерства не нова. В последний раз МЭРТ выступило с предложением о полной отмене регулирования оптовой и розничной стоимости соцзначимых товаров осенью 2014 г. Однако тогда оно не нашло поддержки в Кабинете министров, так как отмена постановления №1548 привела бы к обострению социальной обстановки в стране. Вполне вероятно, что в этот раз министерство предложило частичную отмену госрегулирования. Розничная стоимость социально значимых товаров под дерегуляцию не подпадает. Более того, МЭРТ предлагает усилить контроль и дополнительно ввести регулирование уровня вознаграждений, которые поставщики платят ритейлерам. “Скорее всего, речь идет о некоторых дополнительных услугах, за которые платит поставщик. К примеру, бонусы за размещение на полке или плата за вход в сеть и прочее”, – говорит специалист консалтинговой компании AT Consulting Андрей Ткаченко.
Министерство также предлагает, чтобы вознаграждение, как и торговая наценка, не превышало 15% к оптовой цене производителя. В список товаров, на которые распространяется данное ограничение, попали мука разных сортов, хлеб весом более 500 г из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов, гречневая, овсяная и пшеничная крупы, сахар белый, свинина (кроме мяса без кости), мясо курицы (кроме филе), коровье молоко жирностью до 3% (фасованное в пленку), сыр кисломолочный с содержанием жира до 10%, подсолнечное масло, яйца куриные первой и второй категорий, а также детское питание.
Представители розничных сетей удивились инициативе МЭРТ. “Если отменять регулирование, то для всех игроков рынка, как для производителей и розничных сетей. Иначе создаются неравные условия работы”, – говорит генеральный директор продуктовой сети “Фуршет” Евгений Кулинич.
Топ-менеджер в одной из крупных розничных компаний отметил, что ранее правительство вводило госрегулирование для сдерживания неконтролируемого роста цен: “Однако сейчас, если убрать контроль цен на уровне производителя и поставщика, то цена для конечного потребителя вырастет, поскольку может быть поставлен любой уровень рентабельности и наценки. А ритейлеры ставят наценку на закупочную стоимость товара”.
В то же время исполнительный директор Всеукраинской ассоциации пекарей Елена Жукова уточняет, что в случае отмены госрегулирования повышение уровня рентабельности не будет значительным из-за высокой конкуренции на рынке. “Сейчас уровень рентабельности на социальные сорта хлеба либо отрицательный, либо нулевой. Притом, что этот товар покупают не только социально незащищенные слои населения. Разве это правильно?”, – говорит Е. Жукова.
Желание МЭРТ регулировать вознаграждения, которые платят производители и поставщики, розничные сети называют нарушением коммерческих отношений. “Такое регулирование ни к чему не приведет. Так как зачастую сами поставщики предлагают нам оплату, чтобы мы взяли весь их ассортимент товара”, – говорит Евгений Кулинич.
Инициатива по регулированию вознаграждений поднималась правительством на протяжении последних восьми лет неоднократно. Этот пункт пытались включить в проект закона “О внутренней торговле”. В последний раз об этом заявлял Антимонопольный комитет (АМКУ), расследуя картельный сговор между 18 розничными сетями, среди которых такие крупные игроки, как “АТБ-Маркет”, “Сильпо” (входит в Fozzy Group), “Велика кишеня”, Metro C&C, Novus и др. Но так как этот вопрос не входит в полномочия ведомства, то АМКУ ограничился введением правил профессионального этикета между контрагентами.
“Розничные сети требуют от хлебопеков дополнительную плату за продвижение товара. Но о какой рекламе может идти речь для такого товара, как хлеб? Однако отказаться от поставок нет возможности, если речь идет о сети с большим количеством магазинов”, – говорит гендиректор ассоциации “Укрхлебпром” Александр Васильченко.
Участники розничного рынка отмечают, что даже в случае введения регулирования уровня вознаграждений найдется лазейка, чтобы ее обойти. “Пример тому – рынок России, где поставили ограничения в 10%. Однако сети просто начали иначе называть свои услуги, и в конечном итоге ничего не изменилось”, – рассказывает топ-менеджер в одной из крупных розничных сетей. (Апостроф/Пищепром Украины и мира)