Уже не первый год украинский агростраховой рынок с надеждой выстраивает прогнозы относительно стабильного развития. Увы, намеченные планы реализуются сложно и крайне медленно. И это несмотря на то, что над внедрением системы агрострахования работают ведущие украинские и международные эксперты, что ориентируются они на лучшие мировые практики, что предлагают рецепты, успешно апробированные в странах с развитым аграрным сектором. И часто им самим приходится лишь разводить руками: казалось бы, украинские парламентарии поддержали создание объединения страховщиков “Агростраховой пул”, чтобы обеспечить надлежащее регулирование, а он развернул деятельность, от которой больше разочарования, чем пользы.
Как наладить нормальную работу Агрострахового пула? Как обеспечить эффективную деятельность отечественного рынка агрострахования? Говорим об этом с руководителем Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) “Развитие агрострахования в Украине”, доктором сельскохозяйственных наук Гари Роше.
– Почему нынешний Агростраховой пул не стал локомотивом, способным потянуть за собой отечественное агрострахование?
– Идея создания Агрострахового пула поднималась в Украине очень давно. Еще до того, как 7 лет назад заработал Проект IFC, тут реализовывался соответствующий трехлетний проект, финансируемый Европейским Союзом. В него привлекались испанские специалисты, которые считаются лучшими в Европе в вопросах страхования. Они говорили о необходимости формирования структуры, похожей на пул. Позднее наши эксперты, украинские специалисты приложили немало сил, чтобы реализовать такой проект.
Мы хотели видеть пул таким, который имел бы надлежащую структуру управления, серьезных членов в своем составе, а также доступ к информационным системам и данным.
К сожалению, идея того пула, который был задуман несколько лет назад, в ходе внедрения была достаточно извращена. Мы ожидали увидеть в его составе самые лучшие и опытные страховые компании, но этого не случилось. И система управления данными тоже в полной мере внедрена не была. Поэтому, несмотря на все приложенные усилия, желательного успеха нам не удалось достичь.
– В чем была основная причина этого?
– Убежден, что первый вариант пула, который был создан, стал результатом политического решения. Ему не удалось завоевать необходимого доверия рынка. Его членами стали компании малоизвестные, погоды они не делали. Поэтому пул не поддержали фермеры, банки, со временем доверие IFC он тоже потерял. И стало очевидно, что в новых условиях работы необходимо создавать новый Агростраховой пул.
– Как к такому повороту отнеслись страховщики, сельхозпроизводители и регулятор рынка?
– Все успешные примеры агрострахования основываются на партнерстве государственного сектора (регулятора), банков, страховых компаний и сельхозпроизводителей. В настоящее время в Украине тоже назрела необходимость в таких партнерских деловых отношениях государственного и частного секторов. Сельхозпроизводители хотят видеть новый пул, к которому они имели бы больше доверия и больше уверенности в нем. Об этом они заявили официально. Представители регулятора тоже высказываются, что должны разобраться с этой ситуацией, внести некоторые изменения, чтобы новый пул стал функциональным и работал по-новому. Полагаю, что с нынешним правительством есть хороший шанс внести необходимые коррективы и исправить положение.
И главное – не упустить такой шанс. Потому что мы заметили, что некоторые специалисты, причастные к агрострахованию, все-таки пытаются внести элемент сложности в происходящее обсуждение дальнейшей судьбы упомянутого объединения. Они не спешат решать основополагающие вопросы, а отвлекают внимание на несущественные детали, которыми можно заняться уже в дальнейшем.
– Некоторые страховые компании до сих пор выступают против создания Агрострахового пула. Мол, раньше как-то работали без него, обойдемся и в дальнейшем. Насколько они правы?
– Совсем не правы. Сегодня Агростраховой пул может и должен взять на себя выполнение функций согласования правил игры на рынке агрострахования, а также интересов всех его участников. Например, на данном этапе он может наладить систему сбора данных об объемах продаж агрострахования в стране – без нее не обойдется регулятор, да и защитить надлежащим образом сельхозпроизводителей тоже нельзя. Такие данные могут понадобиться и страховым компаниям, и хорошо, если пул обеспечит им необходимый доступ.
Кроме того, без этой структуры пока нет иного реального способа проводить программы государственной поддержки агрострахования.
Могу сослаться еще на один аргумент. Серьезный элемент успешности работы на агростраховом рынке – предоставление потребителям качественных продуктов страхования. Их разработка предполагает наличие необходимых знаний и опыта, времени и финансовых вложений. Располагают ли такими возможностями все страховые компании? Полагаю, что нет.
Во всех странах с развитой системой агрострахования предполагается, что при разработке страховых продуктов необходимо консультироваться с сельхозпроизводителями. А также с правительственными структурами, которые тоже являются частью такого процесса, ведь они оценивают качество, надежность и другие характеристики страховых продуктов. Чтобы они отражали не только видение страховых компаний, но и других участников рынка.
Всей этой работе может посодействовать Агростраховой пул.
Но я могу понять страховщиков. Если бы я сегодня руководил хорошей, устойчивой страховой компанией в Украине, то тоже не захотел бы присоединяться к пулу, существующему сейчас. Нужно заботиться о своей репутации и не позволять, чтобы кто-то компрометировал ее на рынке.
Поэтому мы и предлагаем – давайте создавать новый пул с незапятнанной репутацией.
– До последнего времени IFC отстаивала идею, чтобы в состав пула входили все без исключения страховые компании, которые предоставляют агростраховые услуги. Сейчас вы говорите о том, чтобы входило 5-10 компаний. Значит ли это, что IFC поменяла свое отношение к принципам формирования пула?
– Да, такое изменение точки зрения действительно произошло. Сегодня уже ясно, что в условиях кризиса всем отечественным агростраховым компаниям не удастся выжить. Работать будут сильнейшие, которые охватывают крупную долю рынка. У них квалифицированные кадры, хорошие страховые продукты, налаженная система. Остальные не смогут с ними успешно конкурировать. Соответственно, у сильных будет возрастать рыночная доля. И сельхозпроизводители будут, в первую очередь, пользоваться именно их услугами. Они ведь тоже набираются опыта, обмениваются информацией и не хотят связываться с сомнительными страховыми компаниями, которые не дают им необходимых гарантий. Отсутствие спроса со стороны сельхозпроизводителей ускорит процесс переформатирования рынка.
– Почему процесс создания нового Агрострахового пула проходит очень медленно?
– Причина, наверное, в том, что для агрострахования должна существовать четкая законодательная база. К сожалению, в предыдущее время законодательство разрабатывалось таким образом, что появлялись ненужные законодательные элементы, которые теперь необходимо исправить. Сейчас разработан новый законопроект, который находится на рассмотрении в парламенте, и мы надеемся, что депутаты его поддержат. И параллельно наши специалисты, украинские эксперты разработали и уставные документы для нового пула. Ими можно пользоваться буквально завтра. То есть, определенный подготовительный процесс идет.
– Насколько совершенным будет новое агростраховое законодательство?
– Думаю, ни одна страна в мире, наверное, не похвалится каким-то законом, который идеален во всех отношениях и имеет окончательную форму. Поэтому сейчас украинскому агрострахованию нужно такое законодательство, которое подходило бы под нынешние условия и позволяло при этом двигаться вперед. Поэтому эксперты IFC, специалисты Группы Всемирного банка вместе с партнерами убеждены, что сейчас нужно сделать максимально простое законодательство, чтобы решить фундаментальные, основные вещи. Прежде всего, давайте разберемся с наличием данных, давайте создадим такую систему, при которой и сельхозпроизводители, и государство, и страховые компании смогут успешно и открыто обсуждать насущные вопросы. И давайте услышим и будем защищать тех же сельхозпроизводителей, которые будут использовать услуги страховых компаний.
Пока что, к сожалению, система не работает так, как должна, но я уверен, что она может работать.
– При Министерстве аграрной политики и продовольствия создана рабочая группа по вопросам агрострахования. Насколько эффективно она работает?
– Мы с коллегами уже могли убедиться, что новое руководство министерства, новый министр очень серьезно настроены на то, чтобы решить фундаментальные вопросы украинского агрострахования. А вот рабочая группа пока еще не может добиться хороших результатов. Часто в ней и вовсе трудно прийти к согласию. Странно, но на сегодняшний день в этой группе даже нет сельхозпроизводителей. Так не должно быть. Потому что очень много участников агрострахового рынка в Украине надеются, что работа этой группы все-таки будет успешной.
– Когда и как, на ваш взгляд, решится вопрос с новым пулом?
– Мое личное и огромное желание, чтобы вопрос решился хотя бы в течение лета. (Национальный пресс-клуб “Украинская перспектива”/Пищепром Украины и мира)