Вице-президент Ассоциации кондитеров Казахстана Алихан Талгатбек рассказал, с какими трудностями столкнулась самая “сладкая” отрасль и каковы перспективы ее развития.
– Алихан, как изменился товарооборот сельхозпродукции и продуктов питания между Казахстаном и Россией с октября 2014 г. в связи с девальвацией рубля?
– Происходят большие изменения, которые в первую очередь коснулись, автомобилей и бытовой техники. Что касается продуктов питания и сельхозпродуктов, то здесь наблюдалась некоторая инерция. Существует 2-3-месячный запас импортных продуктов на складах, которые имеют прежнюю себестоимость, и это не позволило импортерам резко снизить цену. Потому в конце 2014 г. значительных изменений в отпускных ценах крупных дистрибуторов товаров не произошло. А вот в январе и феврале 2015 г. снижение цен ускорилось, так как в продажу поступил товар по новой низкой себестоимости.
– Кто получает прибыль и убытки от сложившейся ситуации?
– В случае снижения себестоимости товара на 40% импортеры снижают цены на 20%, а оставшуюся маржу 20% оставляют себе. Это значительно укрепляет дистрибуторов финансово и еще больше заинтересовывает их в импорте. Таким образом, они вкладывают весь свой капитал из всех своих проектов в высокорентабельный импорт. Так что серьезные изменения товарооборота в области продуктов питания еще впереди.
Также в плюсе население приграничных территорий, которые имеют возможность поехать в Россию и отовариться подешевле. Убытки же от сложившейся ситуации терпят национальные производители и особенно предприятия-экспортеры. Можно на примере рассмотреть крахмало-паточную отрасль, чье сырье является основой для производства карамели. В 2002 г. в Казахстане было построено первое предприятие отрасли. Благодаря развитию крахмало-паточных предприятий удалось вдвое сократить импорт и нарастить экспорт крахмальной патоки.
В последние годы в сезон уборки основного сырья – зерна кукурузы – его стоимость в Казахстане составляла 50 тыс. тенге/т без НДС. Для сравнения, в России оно сейчас стоит 7200 руб./т, что теперь равно примерно 21500 тенге.
Себестоимость готовой продукции – крахмальной патоки – у казахстанского производителя составляет 100 тыс. тенге, а ее отпускная цена в России 17 тыс. руб., или около 50 тыс. тенге/т. И это с учетом рентабельности! В итоге казахстанские предприятия вынуждены остановиться и отправить сотрудников в трудовые отпуска и отпуска без содержания. А казахстанские кондитеры вынуждены закупать импортную крахмальную патоку, так как разница по цене очень значительна. А многомиллионное крахмало-паточное оборудование простаивает.
– Если российские продукты подешевели в Казахстане, почему потребитель не замечает этого в супермаркете или на рынке?
– Потому что основную маржу себе оставляют импортеры. Однако в результате конкуренции между собой они будут вынуждены снизить свою маржу, и товары на полках подешевеют. По моим прогнозам, это произойдет уже в марте 2015 г. Так что основные проблемы для местных товаров еще впереди. Подчеркну, что девальвация произошла не только в России, но и в Украине в не меньшей степени, а эта страна – наш второй торговый партнер в области пищевых товаров. Так что речь идет о наплыве товара не только из России, но и в целом об импортных продуктах питания.
– Рискует ли национальный производитель предоставить стране армию безработных, уволенных с убыточных или обанкротившихся предприятий? И когда?
– Конечно, некоторые сокращения будут происходить. Каждый предприниматель с большой неохотой идет на эту вынужденную меру. Ведь так сложно в период подъема найти квалифицированных специалистов. В настоящее время массовых сокращений нет, пока речь идет об отпусках и отпусках без содержания.
– Какие шаги, на ваш взгляд, должно предпринять правительство для нормализации ситуации?
– На мой взгляд, необходимо решать проблемы конкретных отраслей. И постараться сконцентрироваться на крупных системообразующих предприятиях. Они обеспечивают заказами смежные предприятия, поставщиков из малого и среднего бизнеса. В нашей экономике таких предприятий не так уж много. В частности, в кондитерской отрасли Казахстана работают свыше 10 тыс. человек (20% от всей пищевой промышленности) и более 20 тыс. человек в смежных отраслях (масложировая, молочная, мукомольно-крупяная, крахмало-паточная и др.). Расходы населения на кондитерские изделия превышают расходы на хлеб и растительное масло, что говорит о социальной значимости продуктов.
Казахстан обладает значительным потенциалом, имея высококвалифицированных работников, технологии и оборудование. Однако импорт кондитерских изделий в последние 10 лет составляет 50-60% от общего объема рынка. Импорт всех пищевых продуктов составляет $3 млрд. в год, и доля кондитерки в нем, к сожалению, занимает первое место, составляя $400-500 млн. в год. Экспорт же составляет лишь $30-40 млн. в год. Все это говорит о дисбалансе в торговле кондитерскими изделиями.
– Если девальвация тенге – это выход, не боитесь ли вы падения покупательского спроса?
– Сложно сказать, является ли это выходом для кондитерской отрасли. Мы пережили несколько девальваций. К сожалению, хотелось бы заметить, что девальвация имеет сильный, но очень кратковременный эффект. Отрасль нуждается в стабильной и долгосрочной, на 3-5 лет, программе развития, которая должна включать комплекс мер.
– Слышит ли казахстанское правительство голос бизнесменов?
– Конечно, и оно прекрасно видит процессы, происходящие в экономике. Однако Казахстан связан определенными обязательствами по условиям ЕАЭС и ВТО, в которую мы намерены вскоре вступить. Наши обязательства не позволяют вводить ограничения на импорт товаров. В 2014 г. мероприятия по государственной поддержке экономики значительно смягчили последствия давления дешевого импорта на национальные производственные предприятия. Эти меры включили: выделение национальной экономике 1 трлн. тенге; программу инвестиционных субсидий; программу рефинансирования проблемных займов. Так что правительство ведет активную работу по поддержке национальных товаропроизводителей. Что касается кондитерской отрасли, то Ассоциация кондитеров Казахстана еще с конца 2014 г. выступает с рядом предложений для поддержки отрасли, и эти вопросы находятся на рассмотрении в государственных ведомствах. Но, видимо, кондитерская отрасль не входит в приоритетные направления экономики Казахстана, и наши предложения, к сожалению, отклоняются.
Потенциал казахстанской кондитерской отрасли значительно недооценен. Мы имеем хорошее географическое расположение. Соседние рынки кондитерских изделий стран Центральной Азии, Кавказа и России потребляют 4 млн. т продукции в год, что дает нам возможность экспортировать до 300 тыс. т кондитерских изделий. Для достижения этого, хочу повториться, необходима долгосрочная программа поддержки кондитерской отрасли, включающая целый комплекс различных мер. (forbes.kz/Пищепром Украины и мира)