Кондитерская компания резко сократила объем производства в феврале 2015 г. Об этом рассказал управляющий директор по маркетингу, член правления АО “Рахат” Олег Плотников.
– Олег Геннадьевич, на встрече с коллегами в Палате предпринимателей Алматы 26 февраля вы отметили, что продажи продукции “Рахат” катастрофически падают. С чем это связано?
– С огромным ростом ввоза товаров из России. Девальвация рубля оказала негативное влияние на деятельность нашего предприятия в связи с хлынувшим потоком дешевого российского товара на казахстанский рынок. Дело в том, что из соседней страны на наш рынок за последние месяцы зашли 100 фабрик. И они давят на три несчастные казахстанские фабрики. Ситуация очень серьезная. Мы резко начали терять продажи, потому что наш товар просто стали скидывать с полок торговые сети, да весь ритейл. На российском товаре они зарабатывают большую маржу. На фоне низких цен на товар соседей продукция казахстанских предприятий оказалась дороже на 30-60%.
Таким образом, в Россию идет отток денег, там платят налоги. Мы же уменьшаем свои продажи и перестаем платить налоги в Казахстане. Спад продаж у нас с начала текущего года произошел на 20-30%. У дистрибуторов и у нас битком забиты склады и промежуточные буфер-стоки. Производить и далее складировать продукцию мы не можем. Потому мы приняли тяжелое решение в феврале отпустить людей в неоплачиваемые отпуска на три месяца. Из-за сложившейся ситуации работники вообще рискуют оказаться на улице.
– Вы отправили в отпуск сотрудников каких отделов компании?
– Рабочих производственных цехов. Но на очереди будут другие, если это давление из России не спадет. Мы очень волнуемся.
Кстати, завоз продукции из России нередко происходит с нарушением закона: на этикетках многих товаров нет информации на казахском языке – все на русском. Нарушения налицо.
– А Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики – что, бездействует?
– Получается так.
– Вы пошли на сокращение зарплат?
– Нет, это очень серьезный вопрос и тяжелый бюрократический механизм.
– Прибыль АО “Рахат” ушла в минус?
– В январе 2015 г. рентабельность была сохранена, но были значительные падения продаж. А в феврале мы увидели, что за 10 дней месяца уходим в огромный минус. Фактически было падение в пике. Также в результате сокращения объемов производства мы были вынуждены объявить зарубежным партнерам-поставщикам сырья и упаковки о сокращении заявок на их товар, то есть нарушить условия контрактов. А это влечет выставление штрафных санкций не только за отказ от ранее заявленных объемов, но и оплату неустоек за логистические простои.
Мы поняли: если ничего не будем предпринимать, то ситуация в итоге приведет к увольнению 50% сотрудников (в компании работают около 3800 человек. – F).
Потому, чтобы сохранить уровень продаж, мы пошли на акцию: во всех супермаркетах дали самую большую скидку на продукцию, которую только могли себе позволить. Это помогло вывести работу фабрики в ноль. Акция никакой прибыли нам не дает, но позволяет сохранить рабочие места. Кстати, за все время существования компании “Рахат” прежде никогда не было никаких акций и распродаж. Потому что никогда не было такого, чтобы российская продукция на нашем рынке вдруг оказалась на 40% дешевле.
Один из путей увеличения продаж мы видим в усилении экспортных поставок в страны СНГ и дальнего зарубежья. Но все мероприятия по продвижению на экспорт также сопряжены с финансовыми расходами.
– Казахстанский ритейл не идет вам навстречу?
– Что вы, им за все надо платить. Даже за проведение скидочной акции, за так называемые желтые ценники. И все это – несмотря на то, что мы – местные производители.
Кстати, еще в декабре 2014 г. настроение руководства компании было куда более оптимистичным. В интервью Forbes Kazakhstan топ-менеджеры рассказывали, что продажи в прошлом году росли, увеличился экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья. Алматинская фабрика даже перешла на четырехсменный график работы, чтобы нарастить объем производства. Объем производства на 30 сентября 2014 г. составил 45 тыс. т кондитерских изделий против 40 тыс. т на конец ноября 2013 г. Кроме того, на работу дополнительно были приняты 300 человек. (forbes.kz/Пищепром Украины и мира)