Председатель правления СПК “Колхоз “Рассвет” им. К. П. Орловского” Кировского района, депутат областного Совета Александр Багель вернулся с сессии. На ней председатель Могилевского облисполкома Петр Рудник говорил о предстоящем реформировании агропромышленного комплекса. В частности, о перспективе присоединения экономически слабых хозяйств к крепким сельскохозяйственным производственным кооперативам и даже промышленным предприятиям. “И вам на местах, – обратился Петр Рудник к руководителям районов, – виднее, как это сделать”. Об этом и не только беседа с Александром Багелем.
– Что наиболее привлекает вас в концепции предстоящей реорганизации аграрного производства?
– То, что наступает период более решительных действий в совершенствовании производственных отношений в сельскохозяйственной сфере. Нравится то, что долги присоединяемых субъектов хозяйствования будут заморожены на 5 лет, и это позволит им встать на ноги. Правильно ориентируют аграрников и на развитие молочного животноводства. Верно, что половина выручки от реализации молока должна идти на зарплату работникам, а остальное – на приобретение ГСМ, лизинг и тому подобное. Интересно и положение о том, что указом предусматривается освобождение от налогообложения тех организаций, выполняющих роль ведущих, что вложат свою прибыль в развитие ведомых.
– Ставка на молоко, вы полагаете, оправдает себя?
– Безусловно, и я это вижу на примере “Рассвета”, где реализация молока позволяет нам полностью наполнять фонд заработной платы. Но наше предприятие многоотраслевое, где хорошо развиты и мясное животноводство, и овощеводство, и рыбоводство.
– Некоторый опыт работы хозяйств – аграрных цехов промпредприятий уже есть и в Кировском районе, и в соседнем Бобруйском. Он будет полезен в дальнейшей работе?
– Из практики видно, что присоединением слабого к слабому успеха не достичь. Знаю также, что даже крепкие заводы порой хотят избавиться от сельхозпроизводств.
– Так они нередко и от общежитий, домов культуры, оздоровительных лагерей тоже не прочь избавиться…
– Вот-вот. Поэтому на Могилевщине решения об этом будут приниматься только с участием областного Совета депутатов.
– Получается, промышленники добиваются более благоприятных для себя условий, а крестьяне остаются при своих проблемах?
– Да. И это притом, что они находятся в несравнимо лучших условиях – выпускай себе продукцию под крышей и реализуй. А сельчане ведь еще от погоды весьма и весьма зависят. Конечно, современные технологии позволяют и нам лучше противостоять неблагоприятным факторам, но далеко не всегда. Вот нынешней весной, в пору цветения, колхозный сад здорово подмерз, от чего недоберем урожая…
– Что еще вас как руководителя беспокоит?
– Проблема ценообразования в сельскохозяйственном производстве. Если в промышленности учитываются годовые колебания цен на комплектующие, сырье и материалы и закладывается соответствующий уровень рентабельности производства, то у нас менее гибкая система – установленные закупочные цены на продукцию быстро не поменяешь.
– Александр Иванович, насколько сегодня кадровый потенциал села соответствует поставленным задачам?
– По большому счету недостатка в рабочей силе в деревне нет, разве что во время каких-то сезонных нагрузок. Беспокоит другое: не у всех присутствует должный интерес к работе.
– А это не общая ли примета времени?
– Согласен, уровень престижности работы в сельском хозяйстве несколько упал по сравнению с прежними временами.
– По какой такой причине? Техника на полях сейчас лучше, жилье в агрогородках комфортнее, зарплата опять же…
– Да, но и потребности людей тоже возросли, они хотят большего бытового комфорта, лучших условий труда. Скажем, тех двух выходных в неделю, отпусков в летнее время. Но как предоставить их в разгар жатвы или сенокоса, когда, как говорят, каждая пара рук на счету и есть риск потерять урожай. Как выходить из ситуации? На мой взгляд, эту упущенную выгоду необходимо компенсировать достойной зарплатой. Посмотрите, некоторые наши строители едут в Россию, работают там без выходных, но не ропщут, потому что знают, за что работают.
– Но только ли от денег зависит престиж сельского работника?
– Не утверждаю, но знаю, что порой длительное время бывают вакантны и должности руководителей СПК, и начальника райсельхозпрода месяцами не могут найти…
– Кстати, говорят, что предстоящая реформа коснется и управлений сельского хозяйства райисполкомов?
– Не важно, как назовут курирующий сельское хозяйство орган. Главное, чтобы он помогал реальной экономике – информацией, консультацией. Конечно, бумаг хоть и становится меньше, но требуют их еще многовато.
– А что, на ваш взгляд, еще не изжито?
– Думаю, те грани между городом и деревней, о которых так много говорили. Имею в виду не бытовые условия, а разные подходы к сельчанам и горожанам. Когда я пришел на село молодым специалистом в начале восьмидесятых, зарабатывал не меньше, чем мой коллега на заводе. Раньше солярка стоила меньше, чем зерно… А сегодня, посмотрите, сколько стоят удобрения, ядохимикаты, запчасти. Сколько раньше нужно было продать зерна за трактор и сколько сейчас…
– В чем вы видите выход?
– В регулировании партнерских взаимоотношений, во взаимоувязке цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. А про кредиты, банковские проценты мне просто больно говорить! Откуда же возьмутся деньги на строительство, расширенное воспроизводство?
– Может, за счет снижения себестоимости?
– С оговоркой: где это возможно. Но зарплату на селе не снизишь, ее, наоборот, увеличивать надо.
– Может, рыночный механизм ситуацию отрегулирует?
– Отчасти да. На фрукты, овощи, картофель, рыбу цены уже диктует рынок.
– Насколько важны партнерские отношения для сельчан?
– Чрезвычайно важны, но только честные, взаимоуважительные. Не такие, как на некоторых предприятиях машиностроения, где без дилеров, посредников невозможно технику купить.
– Александр Иванович, так как же Беларуси реорганизовать сельхозпроизводство?
– Очень надеюсь, что все мы получим ответ на этот вопрос в указах президента нашей страны. Возможно, найдется место в них и для положений о льготном кредитовании сельхозпредприятий, прецедент тому есть в реализации нынешних целевых госпрограмм. Под реальные производственные проекты, защищенные бизнес-планами, хотелось бы все-таки кредитоваться по более приемлемым ставкам, с учетом сезонности и порой непредсказуемости производственных результатов.
– Кто, по-вашему, накормит страну – коллективные хозяйства, фермеры?
– Не противопоставляя нас друг другу, скажу: в ближайшей перспективе обеспечивать продовольственную безопасность будут СПК, а потом и фермеры, многие из которых и сегодня работают очень хорошо.
– Значит, идем правильным путем?
– Все уже в этом давно убедились. Мы не разрушили все до основания, а постепенно реформировались. И результат, хотя бы в том же экспорте сельскохозяйственной продукции, подтвердил правильность курса. Уверен, и последующие наши действия будут разумными. В 2013 г. прибыль СПК “Рассвет” им. К. П. Орловского” составила 29441 млн. руб., уровень рентабельности реализованной продукции – 18,2%, удой молока от коровы – 3287 кг, товарность молока – 90,9%, урожайность зерновых – 45 ц/га. (Белорусская нива/Пищепром Украины и мира)