Государство готово пойти на смягчение алкогольного законодательства, разрешив на российских стадионах розничные продажи пива, находящиеся под запретом с 2005 г. В распоряжении РБК daily оказались поправки в закон “О госрегулировании алкогольного рынка” (171-ФЗ), подготовленные Росалкогольрегулированием (РАР), в котором уточняется список мест, где разрешена розничная торговля спиртными напитками, в том числе при оказании услуг общественного питания. Спортивные сооружения, имеющие статус объектов недвижимости, а также прилегающие к ним территории в подобный “зеленый список” попадают. Ранее алкогольный госрегулятор выступал против возвращения пива на российские стадионы.
Подготовив поправки в главный алкогольный закон страны, РАР по сути полностью переписал ст. 16 документа, содержащей список мест, где розничные продажи алкогольных напитков запрещены или ограничены. В статью было внесено несколько дополнительных пунктов, уточняющих перечень объектов, где разрешено продавать те или иные виды алкоголя в заведениях общепита, при том что обычная розничная продажа спиртного в таких местах запрещена. Так, алкорегулятор считает возможным организацию кафе и буфетов с алкоголем в меню на дискотеках, в зоопарках, библиотеках, цирках, театрах, ботанических садах, музеях и т.д. Аналогичные поправки вносятся и в отношении заведений общепита, расположенных в местах “массового скопления граждан и вне стационарных объектов”, с оговоркой, что напитки, продаваемые в таких местах, должны быть не более 16,5 градуса. Таким образом, торговля некрепким алкоголем (пиво, вино) получит легальный статус на летних фестивалях под открытым небом и теоретически даже на митингах. Но главной сенсацией этого документа можно считать пункт, разрешающий продавать пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху на “спортивных сооружениях, являющихся объектами недвижимости”, а также прилегающей территории, границы которой определяются органами местной власти.
В РАР подтвердили факт подготовки законопроекта, отметив, что вносимые изменения стали плодом консультаций с участниками рынка, в частности, с представителями компаний, занятых в сфере общественного питания. В пояснительной записке к документу указывается, что поправки были подготовлены в рамках исполнения распоряжения правительства от 25 июня 2013 г. №1073-р и поручений вице-премьера Аркадия Дворковича, данных годом ранее. По словам представителя ведомства, в настоящий момент законопроект разослан во все заинтересованные министерства, которые в течение месяца смогут сформировать замечания либо одобрить вносимые предложения. После межведомственного согласования документ будет внесен в Госдуму правительством Российской Федерации. В случае принятия парламентом и одобрения президентом закон вступит в силу через полгода после опубликования. Если правительственный документ зависнет в процессе межведомственных согласований, аналогичный законопроект может быть внесен депутатом Госдумы, зампредом комитета по экономполитике и предпринимательству Виктором Звагельским. “Мы в Государственной думе тоже разрабатываем законопроект по регулированию продаж алкоголя при оказании услуг общественного питания, – рассказал парламентарий. – В первую очередь мы предлагаем ввести новую лицензию на отдельно именно этот вид деятельности. Это принципиальная поправка, в которой мы хотим наконец разделить розничную продажу алкоголя в торговых точках и продажу алкоголя в ресторанах и кафе, так как пока законодательно это одно и то же. Хотя, очевидно, это является принципиально разными видами деятельности”. По словам Виктора Звагельского, в подготовленном им законопроекте также есть поправка, разрешающая розничную продажу пива и сидра на стадионах. “Это не противоречит мировой практике, – уверен депутат. – Однако в нашем варианте мы предлагаем разрешить продажу пенных напитков на стадионах только организациям общественного питания, но предусматриваем, что у них есть зал обслуживания посетителей. На мой взгляд, потребление пива на стадионах возможно, особенно при условии проведения в скором времени чемпионата мира по футболу в нашей стране, однако этот процесс должен быть культурным и не нести общественную опасность”.
Для представителей пивоваренных компаний сообщение о появлении законопроекта РАР стала приятной неожиданностью. “Мы можем только приветствовать такой шаг со стороны регулятора, – заявил директор по корпоративным отношениям Sun InBev Андрей Ерин. – Мы всегда выступали за ответственное потребление пива, и с этой точки зрения мы не видим никаких противоречий в возвращении розничных продаж напитка на стадионы”. При этом представитель пивоваренной компании отметил, что в случае принятия законопроекта РАР останется неурегулированной правовая коллизия в рамках закона “О рекламе”. Ст. 21 закона напрямую запрещает рекламу любого алкоголя на спортивных сооружениях. При этом разрешает ее в местах розничных продаж. Так как стадионы могут стать “местом розничных продаж”, то законодателю необходимо будет уточнить положения закона “О рекламе”.
Дискуссия о возможности возвращения продаж пива на российские стадионы ведется с 2010 г. Первым из крупных функционеров за возвращение пенного напитка на спортивные объекты публично выступил занимавший тогда пост президента Российского футбольного союза Андрей Фурсенко. Спортивный чиновник выступил с соответствующим заявлением в программе “Познер” “Первого канала”, спровоцировав оживленную общественную дискуссию, не затихающую до сих пор. Три с лишним года назад основными критиками этой идеи выступили МВД и РАР. С тех пор возвращение розничных продаж пива открыто поддержали клубы Российской футбольной премьер-лиги, знаменитый хоккеист, сенатор Вячеслав Фетисов и представители пивоваренной индустрии. Резко против выступали МВД, Роспотребнадзор и лидеры некоторых общественных организаций. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)