Оператору крупнейшей сети кофеен придется заплатить штраф в $2,7 млрд. за то, что она расторгла контракт на дистрибуцию своего зернового и капсулированного кофе с Kraft Foods на три года раньше положенного срока. Отказ от сотрудничества тем не менее позволил Starbucks увеличить продажи в этом сегменте почти втрое.

Две компании заключили соглашение на распространение зернового, молотого и капсулированного кофе в американских супермаркетах в 1998 г. Позднее Kraft стала отвечать за дистрибуцию кофе Starbucks по всему миру, а в 2004 г. компании продлили соглашение на 10 лет. Однако в начале 2010 г. гендиректор сети кофеен Говард Шульц направил своей коллеге из продуктовой компании Айрин Розенфельд письмо, в котором жаловался, что Kraft не поддерживает достаточный запас кофе в магазинах и слабо продвигает его покупателям. Реакции со стороны Kraft не последовало, и Starbucks предложила компании разорвать соглашение досрочно, выплатив ей $750 млн. Однако производителя продуктов питания сумма не устроила: она хотела получить рыночную стоимость этих операций плюс премию в 35% к ней. Kraft оправдывала свои требования тем, что за время сотрудничества со Starbucks выручка от продажи кофе в магазинах выросла с $50 млн. до $500 млн. Сеть кофеен возражала, что из-за плохой работы Kraft доля Starbucks в продажах премиального кофе через супермаркеты сократилась с 33% в 2000 г. до 25% в 2010-м. В итоге с марта 2011 г. в одностороннем порядке разорвала соглашение с Kraft Foods. Последняя же обратилось с протестом в арбитраж, потребовав компенсацию 3 млрд долл. Решение, вынесенное во вторник, оказалось не в пользу Starbucks.

Из общей суммы выплат $2,23 млрд. – это компенсация ущерба Kraft Foods, а еще $527 млн. – процентные выплаты и расходы на покрытие судебных издержек компании. Общий объем выплат равен прибыли, полученной Starbucks с начала 2012 по сентябрь 2013 г., “Мы совершенно не согласны с решением”, – заявил финдиректор сети Трой Алстед. Компания не уточнила, будет ли она подавать апелляцию, но само разбирательство такой возможности не предусматривало.

Starbucks подчеркнула, что у нее достаточно ликвидности в виде наличных и возможности к заимствованиям. На конец 2013 финансового года (сентябрь) на балансе компании было $2,6 млрд. Однако Starbucks также подчеркнула, что решение арбитража приведет к пересмотру финансовой отчетности за прошлый год, когда она получила прибыль в $1,7 млрд. “Они заплатят больше, чем я рассчитывал. Но в то же время они закрыли этот вопрос”, – цитирует Bloomberg аналитика Wedbush Securities Ника Сетьяна. Он ожидал, что выплаты Starbucks не превысят $2 млрд. При этом эксперты все равно считают отказ от сотрудничества с Kraft безусловным благом – выручка от продажи кофе в разного рода упаковках через магазины в прошлом финансовом году составила уже $1,4 млрд., доведя рост за последние два года до 62%. Для сравнения, этот рынок в целом прибавил только 24%. Рост продаж кофе в магазинах помогает компании компенсировать снижение продаж в кофейнях. “Абсолютно точно, что Starbucks справилась с этим направлением бизнеса намного лучше, чем Kraft. Они более гибко выстраивают капсульную стратегию, а также развивают другие продукты”, – считает Сетьян. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)