Впервые с начала года продажи Heineken в России по итогам квартала упали больше чем на 10%. Виновато не только ужесточение госрегулирования и рост акцизов, но и плохая погода летом – пиковый сезон продаж для пива. Третий квартал действительно стал худшим периодом за год для отрасли, соглашаются другие пивовары.

Как сообщается в отчетности Heineken (торговые марки Heineken, Amstel; третья по продажам пивоваренная компания в России с долей рынка в первом полугодии 14,2% в натуральном выражении), в третьем квартале 2013 г. продажи компании в Центральной и Восточной Европе упали на 7% в натуральном выражении. В России, отмечает компания, спад продаж был двузначным. В российском офисе Heineken точнили, что снижение составило “чуть более 10%”. Для компании это оказался самый плохой показатель на российском пивном рынке с начала года: в первом квартале продажи снизились в районе 5% (mid-single digits), во втором квартале снижение было в районе 6-9% (high-single digit). Прежде Heineken, как и другие работающие в России крупные пивовары, объяснял снижение продаж законодательными ограничениями: с 1 января увеличился акциз (с 12 до 15 руб. за 1 л) и было запрещено продавать пиво в нестационарной рознице – в ларьках и киосках. В третьем квартале Heineken отметил среди негативных факторов и неблагоприятные погодные условия. В российском офисе Heineken добавили, что в третьем квартале компания снижала отгрузки дистрибуторам в связи с сокращением потребительского спроса.

Согласно имеющимся в распоряжении данным Nielsen, всего за первые девять месяцев года отгрузки топ-5 крупнейших пивоваренных компаний дистрибуторам снизились на 10%. Так, у Carlsberg (“Балтика”, Tuborg) они сократились на 5%, на 13% было снижение у AB InBev (“Клинское”, Stella Artois) и Heineken. Сильнее всего упали отгрузки Efes Rus (“Старый мельник”, “Золотая бочка”): на 22%. Рост был только у Московской пивоваренной компании (МПК, пиво “Жигули”, “Хамовники”) – 17%. “Поскольку мы не очень большая компания, общее снижение рынка пива на нас не так сильно влияет”,- пояснил результаты МПК ее совладелец Евгений Кашпер. Из всех крупных пивоваров Heineken стала первой компанией, которая отчиталась за третий квартал. Но ее данные могут отражать общую картину отрасли. “Действительно, июль-август стали самым неблагоприятным периодом в году,- признает менеджер другой крупной западной пивоваренной компании.- Подвела погода, плюс наблюдались негативные макроэкономические факторы, к которым относится, в том числе, снижение покупательской способности населения”. Эти же причины выделяет и господин Кашпер. “Думаю также, что запрет на продажу пива в киосках наиболее проявился именно в летние месяцы, когда люди больше проводят времени на улице”, – добавил он. По оценке господина Кашпера, на летний период приходится до 45% годовых продаж пива. Слабые показатели Heineken в Центральной и Восточной Европе в третьем квартале заставили компанию пересмотреть прогноз на весь 2013 г. Так, пивовар ожидает, что снижение чистой прибыли составит 1-3%, хотя прежде Heineken прогнозировала ее на уровне предыдущего года. Отчетность Heineken привела вчера к снижению стоимости ее капитализации на Амстердамской фондовой бирже на 4,45%, до 29,1 млрд. евро. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)