Российские производители вина не теряют надежды убедить правительство разрешить им продавать свою продукцию со старой маркой после 1 января 2014 г. Они просят вице-премьера Аркадия Дворковича вовсе отменить ограничения по срокам оборота для вин и коньяков с такой маркой и тем самым дать возможность торговать ими вплоть до полной реализации. В противном случае, предупреждают участники рынка, отрасль понесет колоссальные убытки, которые могут достичь 5 млрд. руб.
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо руководителю некоммерческого объединения “Союз виноградарей и виноделов”, некоммерческого партнерства “Винодельческий союз”, Ассоциации производителей игристых вин и других отраслевых объединений вице-премьеру А.Дворковичу. В нем виноделы просят отменить срок обращения для винодельческой продукции (вина, игристого вина, коньяка) со старой федеральной маркой и, таким образом, разрешить ее оборот до полной реализации. А.Дворкович сообщил, что в курсе ситуации и ожидает предложения от Росалкогольрегулирования (РАР) по своему поручению. В РАР отказались комментировать письмо виноделов. Если продажа вина и коньяка будет невозможной после 1 января, то “все участники рынка понесут колоссальные убытки, и очередной спад в винодельческой отрасли будет неизбежен”, отмечается в письме. Также его авторы предупреждают вице-премьера о возможном сокращении рабочих мест, простое винодельческих предприятий и росте социальной напряженности в 1 квартале 2014 г.
Выпускать продукцию с федеральной специальной маркой старого образца (новая марка, с более высокой степенью защиты, начала выдаваться с июля прошлого года) российские производители алкоголя могли до 1 января 2013 г., а реализовывать ее им разрешается до 1 января 2014 г. У импортного алкоголя с акцизной маркой старого образца срок реализации ограничен 1 сентября 2015 г. Объем продукции, которая может остаться нереализованной к январю 2014 г., по предварительной оценке авторов письма, может составить более 35 млн. ед. Еще в начале лета отечественные производители стали жаловаться, что оптовая и розничная торговля перестала брать у них на реализацию продукцию со старой маркой из опасений, что не сможет сбыть ее к началу следующего года. Проблема оказалась актуальна в основном для тех, кто занимается выпуском винодельческой продукции, которая оборачивается дольше, чем водка. В письме руководителю РАР Игорю Чуяну Клуб профессионалов алкогольного рынка (среди учредителей “Игристые вина”, “Вилаш”, “Дагвино”) в июне просил сделать срок оборота отечественной алкогольной продукции со старой маркой таким же, как и у импортного алкоголя, – 1 сентября 2015 г.
РАР в середине августа согласился пойти навстречу – ведомство подготовило проект постановления правительства, сдвигающее срок реализации, правда, только до 1 июля 2014 г. Однако вице-премьер А.Дворкович сразу же заявил, что правительство не планирует принимать такого решения. Исполнительный директор торгового дома “Межреспубликанский винзавод” (вина “Арбатское”, “Южное танго” и др.) Евгений Калабин предварительно оценивает свои убытки в случае, если срок оборота продукции со старой маркой останется неизменным, в 200 млн. руб. “Для нашего бизнеса эта сумма существенна”, – говорит он. Президент Союза виноградарей Леонид Попович отмечает, что только виноделы могут потерять около 3,5 млрд. руб.: “Это если считать, что средняя стоимость бутылки вина, уходящая от производителя, составляет 100 руб. При этом стоимость отдельных бутылок может достигать нескольких тысяч”. Если же брать в расчет участников товаропроводящей цепочки, то общие потери, по словам Л.Поповича, могут достигнуть и вовсе 5 млрд. руб. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)