Для обеспечения продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности продукции решаются вопросы о новых, совершенно различных направлениях развития сельского хозяйства – органического (экологического) сельского хозяйства и применения технологий ГМО. Эксперты считают, что старт применения в сельском хозяйстве технологии ГМО, не получившей достаточного научного подтверждения безопасности, станет для России точкой невозврата.
Основные вопросы, связанные с качеством и безопасностью продуктов питания, ведущие эксперты обсудили на научно-практическом конгрессе “Экология современных продуктов питания и проблемы их качества” в рамках II Межгосударственного форума государств-участников СНГ “Здоровье населения – основа процветания стран Содружества”, организатором которого выступила Общероссийская общественная организация “Лига здоровья нации”.
Директор Депагропрома Министерства сельского хозяйства РФ Михаил Орлов отметил, что аспекты регулирования в АПК являются одним из основных факторов, влияющих на качество и безопасность пищевой продукции. С 1 июля 2013 г. вступают в силу основные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие единые требования к пищевой продукции и связанным с требованиями к пищевой продукции процессам производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия. Технические регламенты Таможенного союза принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Основная их цель – в максимально сжатые сроки снять технические барьеры в торговле и обеспечить свободное движение товаров и услуг в проделах таможенной территории Таможенного союза, с едиными гармонизированными требованиями к товарам (продукции) Сторон, с единым стандартизированным документооборотом и едиными требованиями регуляторов рынка. С принятием технических регламентов устанавливаются четкие и понятные требования к показателям безопасности пищевой продукции, правилам и методам их контроля, отбора проб, к проведению государственного надзора и контроля за продукцией на всех стадиях ее оборота начиная от сырья до готовой продукции, в том числе в области ветеринарно-санитарного и санитарно-эпидемиологического контроля.
“Мы создаем такую систему регулирования, которая позволит учитывать интересы национальных экономик во внешней торговле, она гармонизирована с мировой торговой системой. На сегодняшний день в разработке и на стадии принятия находятся 16 технических регламентов, регламентирующих требования для пищевой продукции. В стадии государственного согласования находятся 5 проектов технических регламентов: техрегламент на табачную продукцию, молоко и молочную продукцию, мясо и мясную продукцию, безопасность рыбы и рыбной продукции и алкогольную продукцию. Техрегламенты призваны не только обеспечить качество, но и повысить конкурентоспособность продукции в условиях ВТО”, – рассказал Михаил Орлов.
Старший научный сотрудник ФГБУ “ВГНКИ”, Ренат Селимов отметил, что безопасность пищевых продуктов характеризуется тремя основными составляющими:
1) биологическая безопасность (зоонозы, пищевые токсоинфекции)
2) химическая безопасность (химические агенты техногенного происхождения – тяжелые металлы, пестициды, диоксины, фураны, полихлорированные бифенилы; остаточное количество лекарственных средств для животных, биологические токсины – микотоксины, фикотоксины и др.)
3) физическая безопасность (радионуклиды).
По словам Селимова, 80% возбудителей, которые могут быть использованы в целях биологического терроризма также являются возбудителями зоонозных инфекций (заболеваний, передающихся от животных человеку). Кроме того, источниками возбудителей основных пищевых токсоинфекций человека: сальмонелл, эширихий, иерсиний, листерий, кампилобактер, являются сельскохозяйственные животные и продукты животноводства. Поэтому одним из приоритетов ветеринарной службы должны быть программы мониторинга безопасности пищевой продукции и надзора за указанными инфекциями.
Сегодня исследование образцов только конечной продукции считается малоэффективным. Для обеспечения безопасности пищевых продуктов важно учитывать все аспекты пищевой цепочки. В мониторинге качества и безопасности продуктов питания сегодня особое внимание уделяется обнаружению остатков антибиотиков, кокцидиостатиков, метабилитов лекарственных средств (нитрофуранов), адреностимуляторов, мышьяксодержащих стимуляторов роста, трифенилметановых красителей. Стоит отметить, что контроль всего жизненного цикла продукции осуществляется при производстве органических (экологических) продуктов питания. В этом плане сертифицированная органическая продукция уже сегодня гарантированно безопасна для здоровья человека. Она не содержит ГМО, остатки антибиотиков, гормонов роста, химических удобрений, а также пищевые добавки.
Ренат Селимов подчеркнул, что ответственность за проведение программ обеспечения благополучия в животноводческих хозяйствах по инфекционным болезням и безопасности продукции – в соответствии с международным законодательством возложена на владельца. Замминистра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков добавил: “Сегодня у государства все меньше полномочий в сфере контроля за качеством продукции. Очень важно развитие саморегулирования в области повышения качества. Наиболее перспективным является внедрение систем добровольной сертификации”.
Вице-президент Системы добровольной сертификации “Высокое качество” Елена Саратцева рассказала о роли добровольной сертификации в обеспечении потребителей высококачественной продукцией. Важнейшим способом обеспечения населения качественными и безопасными продуктами питания эксперты видят развитие в России нового направления – органического (экологического) сельского хозяйства. “Перед министерством поставлена задача в ближайшие 4-5 лет полностью обеспечить независимость России по основным видам продовольствия, стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов. На современном этапе экологизацию сельского хозяйства необходимо рассматривать как стратегическое направление для обеспечения продовольственной безопасности России. Это наше будущее, наша перспектива. И не только для того, чтобы обеспечить внутренний рынок, это наш экспортный потенциал. Органическое сельское хозяйство – это уже мировой тренд, оно используется в 160 странах, в 84 странах есть собственное законодательство в данной сфере. В 2020 г. ожидается, что оборот органического сельского хозяйства будет в пределах $200-250 млрд.”, – сказал заместитель министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков”.
В настоящее время Министерство сельского хозяйства РФ работает над федеральным законом “О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации”. Проект проходит межведомственное согласование, идет его доработка с учетом мнений других ведомств. “Вопрос качества сельскохозяйственной продукции очень глобальный. Если сельское хозяйство затрагивает только треть населения страны, то качество продукции затрагивает каждого человека по несколько раз в день. Мы ни в коем случае не должны допустить прихода технологий и проектов, которые загрязняют нашу почву, окружающую среду и начинают снабжать нас продукцией, которая не просто некачественная, а вредна для здоровья”, – подчеркнул Илья Шестаков.
“Сейчас в Министерстве идет очень серьезное обсуждение на экспертном уровне возможности использования ГМО. Есть разные точки зрения. Я считаю, что в то время когда другие страны гонятся за массовым производством, наращивают производство в ущерб безопасности и качеству, то у России есть уникальный шанс занять нишу по безопасной и качественной экологически чистой продукции”, – сказал Илья Шестаков. С ним согласен председатель Общественного совета Союза органического земледелия, к.э.н., профессор Иван Стариков. “Органическая сельскохозяйственная продукция может стать для России нефтью будущего. У России есть, безусловный экспортный потенциал. Доля потребителей органической продукции устойчиво растет на протяжении многих лет, спрос на нее будет увеличиваться стабильно. В рамках мирового разделения труда Россия может претендовать на ряд серьезных ниш в органическом сельском хозяйстве, стать крупнейшим экспортером данной продукции и занять 15-20% мирового рынка уже в ближайшие годы”, – считает Иван Стариков.
Старший научный сотрудник ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В. Р. Вильямса, кандидат с/х наук, Мария Благоразумова рассказала, что одной из целей Государственной программы “Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-202 гг.” является экологизация производства. Мария Благоразумова отметила, что в России уже есть серьезные предпосылки для развития экологического сельского хозяйства. А именно – создана мощная теоретическая и практическая научная база по всем вопросам земледелия: разработаны основы функционирования растений, животных, почвенных процессов и их взаимосвязи; использования биологических источников питания растений, улучшения плодородия почвы, щадящих технологий обработки земли, способов биологической защиты от вредителей и болезней; выведены, районированы для всех регионов страны и внесены в Государственный реестр многочисленные сорта растений и породы животных, наиболее полно раскрывающие свой биологический потенциал.
Профессор Иван Стариков, привел следующие доказательства преимущества развития в России органического экологического сельского хозяйства:
– Наличие гигантских земельных ресурсов: 430 млн. га сельскохозяйственных угодий из них 130 млн. га пашни и их относительная дешевизна.
– Доставшиеся в наследство от Советского Союза крупноконтурная система социалистического земледелия. Это позволяет внедрять единые технологические приемы на огромных площадях, не согласуя их с большим кругом мелких собственников, с разной экономической мотивацией, как в Западной Европе.
– 40 млн. га пашни в России просто выведено из оборота, а кое-где поля не видели минеральных удобрений почти 20 лет, а это означает, что они могут быть введены в оборот для органического сельского хозяйства.
“Переход к чистому, органическому земледелию позволяет нашей стране отказаться от догоняющего пути. Да, мы отстали в интенсивном сельском хозяйстве, но последний – это первый, в другую сторону. Развитие органического сельского хозяйства позволит диверсифицировать экономику страны и уйти от ущербной структуры сырьевого экспорта. Судьба России перестанет висеть на тоненькой ниточке конъюнктуры мировых цен на энергоносители, ниточке, которую в любой момент может перерезать очередной экономический кризис. Переход к органическому земледелию позволит начать производство товаров не просто с высоким уровнем добавленной стоимости, но и с высочайшим уровнем маржинальности. Наконец, это позволит проводить осмысленную аграрную политику, когда в одном случае мы поддерживаем сельскохозяйственное производство, в другом – доходы населения. Это обеспечит устойчивое развитие сельских территорий, в том числе неблагоприятных по агроклиматическому потенциалу регионов. Как-никак Россия, это – 17,2 млн. кв. км в 9 часовых поясах. Деревня выполняет еще одну, крайне важную государственную функцию: как пограничная стража, держит периметр, контролирует территорию”, – говорит представитель Союза органического земледелия Иван Стариков.
Директор Депагропрома Министерства сельского хозяйства РФ Михаил Орлов отметил, что в настоящее время в России нет технического регламента на экологически чистую и органическую продукцию. Его нет и в плане разработок технических регламентов Таможенного союза на 2012-2013 гг. Комплексным планом мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации до 2020 г. предусмотрена разработка национальных стандартов в сфере органического сельского хозяйства. Предусмотрена работа с отраслевыми союзами по подготовке предложений по инициированию разработки новых техрегламентов. Союз органического земледелия выступил с инициативой разработки технического регламента на органическую сельскохозяйственную продукцию.
Самую большую дискуссию вызвало выступление профессора, академика РАСХН Петра Харченко. “Мы разрабатываем технологии ГМО, но будут ли эти технологии на полях и фермах мы не определяем. Мы делаем атомные бомбы, чтобы знать, как их разрядить. Президент Израиля Шимон Перес несколько лет назад сказал: “Сельское хозяйство это 95% наука и только 5% работа”. Израиль за 25 лет в 17 раз увеличил производство сельскохозяйственной продукции. Я не понимаю смысла дискуссии про использование ГМО, потому что каждый день мы едим продукцию с ГМО. Мы едим продукты с трансгенной соей, например, в сосисках – 90% сои, содержащей ГМО. Во всех кондитерских изделиях присутствует лецитин, производная той же сои. На наш рынок привозят продукцию 19 трансгенных линий – соя, кукуруза и т.д. Сейчас проталкивают еще одну линию рапса. Мы это едим, а выращивать нельзя, непонятно. Если бы вы, противники ГМО, приехали на таможню и широкой грудью закрыли амбразуру, остановили поток в государство всей этой продукции, я бы это понял”.
С ним не согласен профессор Иван Стариков: “Да, трансгенные растения и животные позволяют решать ряд проблем, ограничивающих дальнейшее развитие сельского хозяйства. Но когда переносятся участки ДНК от растений и животных, разнесенных на разные ступени эволюционной лестницы, результаты бывают ужасающими. В первую очередь бесплодие в последующих репродукциях. Известен “успех” генетиков, совместивших геномы помидора и рыбы. Полученное в результате растение способно переносить заморозки. Но Господь не зря развел эти два вида не только на разные ступени эволюционной лестницы, но и среды обитания. Томат относится к семейству пасленовых, а значит перекрестноопыляемое растение. Что это означает? Это означает, что, когда ваш рыбо-помидор начинает скрещиваться с обычными растениями, открывается ящик Пандоры: происходит генетическое заражение природы”. Замминистра Илья Шестаков добавил: “Страшен не ген, а мутация”.
На конгрессе “Фондом содействия изучению и социальному проектированию посткризисного мира” было представлено комплексное исследование “Экологическая индустрия – залог здоровья нации”. При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Общероссийской общественной организацией “Лига здоровья нации”. В исследовании приняли участие жители России старше 18 лет из 43 субъектов РФ. Исследование выявило, что уровень развития “экологической культуры” и “экологического сознания” в целом оставляет желать лучшего, но в крупных городах он ощутимо выше. 73% респондентов полагают, что знают, что такое органические продукты, а 21% из них убеждены, что знают об этом “в деталях”. 21% участников исследования утверждают, что стараются сами употреблять именно экологические продукты. Среди приверженцев экологической продукции 37%стараются покупать экологически чистые овощи, 33% – фрукты. Почти треть респондентов предпочитают органические мясо-молочные продукты (29% – молочные продукты, 28% – мясо). “Эко-рыба” пользуется популярностью у только у 18%. В вопросах контроля качества органической (экологической продукции) население склонно скорее доверять государственным профильным, а не общественным организациям. И самый главный вывод – закон об органическом сельском хозяйстве нужен всем – и производителям и потребителям.
Также в конгрессе “Экология современных продуктов питания и проблемы их качества” в рамках II Межгосударственного форума государств-участников СНГ “Здоровье населения – основа процветания стран Содружества”, организованного Лигой здоровья нации, приняли участие: Петр Чекмарев, Директор Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ, д.с.н., академик Россельхозакадемии; Юрие Сенник, Служба экологической продукции с наименованием места происхождения Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Республики Молдова, Мурат Гинс, заведующий отделом ГНУ ВНИИ селекции и семеноводства овощных культур Россельхозакадемии, Василий Сысуев, директор ГНУ НИИ сельского хозяйства Северо-Востока Россельхозакадемии, Владимир Захаренко, главный научный сотрудник отделения защиты растений и биотехнологии Россельхозакадемии. (DairyNews/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)