Объем продаж соковой продукции в России в 2012 г. увеличился на 2,3% по сравнению с предыдущим годом – до 3,03 млрд. л, и если темпы роста не снизятся, то по итогам т.г. рынок может вернуться на докризиный уровень, сообщила президент Российского союза производителей соков (РСПС) Наталья Иванова. До 2007 г. отечественный соковый рынок показывал рост в среднем на 15% в год, однако в 2008 г. на фоне финансово-экономического кризиса он сократился на 0,8%, а в 2009 г. – на 12%. В 2010 г. объем производства увеличился на 7,4%, в 2011 г. – на 1,8%, в 2012 г. – на 2,3%. “В этом году есть перспективы возвращения на докризисный уровень”, – отметила Н. Иванова.
Однако, как заметил директор по маркетингу компании “Мултон” Пьер Филиппенко, за последние годы структура рынка и потребления (вкусовые предпочтения, доли брендов, виды упаковок и т.д.) несколько изменилась. По словам Н.Ивановой, в ближайшие годы ожидается дальнейшее развитие российского рынка соковой продукции. “Но, конечно, уже не будет таких темпов роста, какие были до 2008 г.”, – добавила эксперт. “Это связано, прежде всего, с тем, что мы достигли уже достаточно больших объемов потребления, но некоторый рост мы прогнозируем”, – пояснила она. По данным союза, по итогам 2012 г. крупнейшим игроком на рынке соковой продукции в России остается компания PepsiCo, на которую приходится более 40% объема производства: 21% выпускает завод “Лебедянский” и 19% – “Вимм-Билль-Данн” (ВБД), входящие в состав концерна. Доля Coca-Cola составляет 24%: 17% производится на ее заводе “Мултон” и 7% – на предприятии “Нидан Соки”.
Таким образом, доля этих соковых гигантов за последний год несколько сократилась. Ранее союз сообщал, что по итогам 2011 г. на ВБД приходилось 20,5% производства, “Лебедянский” – 24,9%; “Мултон” – 16,7%, “Нидан” – 9%. Третьим по величине производителем является компания “Сады Придонья”, доля которой по итогам 2012 г. увеличилась с 6,7 до 9%. На “СанФрутТрейд” приходится около 5% рынка, на “Прогресс” – 4%, “ИнтерАгроСистемы” – 3%. Частным маркам ритейлеров принадлежит 7%. Причем, 50% рынка сейчас аккумулируют пять брендов: на марку “Добрый” приходится 17%, “Фруктовый сад” – 14,6%, “Любимый” – 10,8%, “Моя семья” – 6,8%, “100% Gold” – 4,1%. За прошлый год сок в России подорожал по сравнению с 2011 г. на 3,6 руб. (0,09 евро)- до 46,2 руб. (1,15 евро) в среднем за литр. Как пояснили представители союза, это произошло из-за удорожания сырья. По словам Филиппенко, подорожание некоторых видов сырья составило от 15 до 40%. В среднем россияне потребляют 21 л соковой продукции на человека. По данным исследовательской компании Canadean, которые привел союз, общий объем потребления соков в РФ в 2012 г. сократился на 9% – до 768,1 млн. л, нектаров – на 1%, до 1,79 млрд. л. В то же время потребление сокосодержащих напитков выросло на 24% – до 321,5 млн. л. (АПК-Информ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)