Вторая часть “антитабачного” законодательства, вступившая в силу с 1 июня 2014 г., вызвала у бизнесменов ряд вопросов: непонятно, где курить можно и где нельзя. Госведомства тоже не имеют единого мнения. Владельцы магазинов и кафе перестраховываются, но при этом указывают законодателю на очевидные перегибы.
Прежде всего, вопросы возникли у рестораторов, чьи заведения включают в себя летние веранды. Юристы утверждают, что в открытых летних кафе, а также на крышах и верандах ресторанов курить по-прежнему можно. “Исходя из сложившейся практики, помещением должна считаться изолированная часть здания или сооружения, то есть часть замкнутого объема. Таким образом, открытые летние веранды и террасы к помещениям относиться не должны. При этом в каждом отдельном случае нужно учитывать характеристики конкретной террасы или веранды – многие из установленных летних конструкций имеют крышу и стены, а значит, все-таки являются помещениями”, – считает партнер, руководитель российской практики по корпоративному праву DLA Piper Денис Соседкин.
Говоря по правде, ни в новом законе, ни в каком бы то ни было другом нет и не было четкого определения термина “помещение”. Отсюда, собственно, и разночтения. Рестораторы предположили, что любая, каким-либо образом выделенная открытая территория, ограниченная загородкой, может в теории трактоваться проверяющими органами как помещение, а значит, подпадать под запрет.
Предположение это серьезно укрепил Роспотребнадзор (один из надзирающих за исполнением антитабачного закона органов), растолковавший свое видение вопроса. Оно заключается в том, что, если столики ресторана установлены не на голой земле, а на полу, подиуме, настиле и тому подобное, то это, по мнению ведомства, и есть помещение.
“Но самое интересное, что другой закон запрещает ставить столики на землю. Поэтому мы испытывать судьбу не стали – мы не разрешаем курить на наших террасах. В Европе столы можно ставить на что угодно, а у нас – нет. А проверки обязательно будут, и нам проблем не нужно. Пока нет четкости – есть большой простор для фантазии чиновников”, – прокомментировал генеральный директор ресторанной группы KwakInn Club Роман Навроцкий.
С юридической точки зрения позиция Роспотребнадзора не всем кажется правомерной. “Мы полагаем, что такое толкование не в полной мере согласуется с общим смыслом действующего законодательства”, – говорит Денис Соседкин.
Не согласен с Роспотребнадзором и Минпромторг, недавно выпустивший официальное письмо со своей позицией. В нем говорится, что “легковозводимые временные террасы, веранды, выносные столики, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к зданию или сооружению” пункта общественного питания, не могут расцениваться ни как часть помещений, ни как нестационарные торговые объекты, если они не огорожены полноценными строительными конструкциями.
“У меня нет однозначного совета предпринимателям, как действовать, пока есть такое расхождение даже в госорганах. Но логика на стороне Минпромторга. И нужно добиваться, чтобы ее приняли во внимание”, – сообщил председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
В любом случае сослаться на документ из Минпромторга, подписанный главой министерства Виктором Евтуховым, может любой предприниматель.
Юристы также считают, что курить можно на открытых палубах плавучих ресторанов, не являющихся транспортными средствами. Но курение в ресторанах судов, используемых для перевозок пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам, запрещено.
Отдельной песней стали жалобы специализированных магазинов. Как выполнить закон им, если кроме табачных изделий они в принципе ничем не торгуют?
“Сейчас нам приходится решать еще одну бизнес-проблему: оформление внутреннего пространства магазина. Ведь при соблюдении требований по закрытой выкладке магазин теряет эстетическую составляющую”, – комментирует владелец табачной сети “Наша сеть” (в ее составе восемь магазинов) Антон Вдовин.
Он указывает, что клиенты сети негативно относятся к нововведениям и искренне удивляются, что запрет на выкладку действует и в специализированных магазинах. “Других изменений после вступления антитабачного закона у нас нет. Спрос на сигареты не уменьшился, закон лишь усложнил работу продавцов и потребовал дополнительных инвестиций от предпринимателей”, – отмечает Антон Вдовин.
На 10-15% увеличилось время обслуживания клиентов и в обычных магазинах, утверждает Алексей Третьяков. Конечно, многое зависит от квалификации кассира. Стоит помнить, что прайс-лист, который предлагается теперь покупателю сигарет, может, но не должен содержать информацию о производителе, составе продукта и т. д. – обычно только название и цена. Право въедливо почитать, что пишут на упаковке, есть и у курильщиков, хотя чаще всего они, конечно, заранее знают, какие сигареты будут покупать, и чаще всего даже открывать витрину не возникает необходимости.
По данным Федерации рестораторов и отельеров России (ФРИО), после введения запрета с 1 июня на курение в ресторанах, кафе и барах продажи в заведениях общепита упали на 15-20%. В Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка подсчитали: посещаемость кафе и ресторанов снизилась на 25%.
“Культуры питания вне дома у нас нет, как в Европе. Поэтому там проще отказаться от сигареты, а у нас – от посещения ресторана. Мы ходим туда не есть, мы покупаем удовольствие”, – объясняет Алексей Третьяков.
Однако не все рестораторы говорят об убытках. “Воздух в наших ресторанах стал свежее. Оттока посетителей нет. Взамен сигареты мы поначалу предлагали клиентам подарки, скажем, дополнительную бутылочку пива. Если активно придумывать что-то, вы не потеряете клиента. Мы все время в поиске”, – поделился Роман Навроцкий. Правда, он предположил, что некоторые сложности принесут холода: “Пока перекурить можно и на улице, а вот в минус 20…”
“Так чтоб вот прямо ощущался отток, – наверное, нет. Если какой-то совсем небольшой процент… Но такие заведения, как пивные бары, наверное, все-таки будут оборудовать у себя специальные места для курения”, – прокомментировал управляющий сетью “Радио-Ирландия” Сергей Тамежников.
Но такие места, уточняют юристы, не могут находиться в помещении самого ресторана. Они могут быть организованы либо на открытой территории, прилегающей к ресторану, либо в смежном с рестораном помещении с отдельным входом и соответствующей вентиляцией. В этом случае ресторан должен быть готов подтвердить, что такое помещение не предназначено для оказания услуг общественного питания, то есть в нем не подают еду и напитки.
Под запрет также не подпадают сигарные клубы. Они должны представлять собой отдельные заведения, расположенные в самостоятельных помещениях. Еда и напитки там также исключены.
При всем этом пока ни одна организация не отметила спада продаж самих табачных изделий. Напротив, ряд ритейлеров констатировал рост примерно на 5%. Возможная причина – запрет торговли сигаретами в ларьках и, как следствие, рост запасливости среди курильщиков: пришел в магазин – бери сразу блок. Некоторые эксперты считают, что покупая “большими порциями”, и курить люди стали больше.
Так что если некурящих от дыма в общественных местах избавляют, то самих курильщиков от вредной привычки – вряд ли. Страшные картинки на пачках и закрытые витрины пока эффекта не дают. Возможно, законодатели под давлением общественного мнения еще внесут разумные изменения в нормативные акты. После небольшого перекура. (Эксперт-Северо-Запад/Пищепром Украины и мира)