Основатель и нынешний председатель совета директоров группы «Агроком» Иван Саввиди в 1980 г. пришел рабочим на Донскую табачную фабрику, а через 13 лет был избран генеральным директором “Донского табака”. Получился уникальный предприниматель – он учился производственной культуре у тех, кого в новую эпоху стали называть “красными директорами”, но при этом значительно расширил сферу бизнеса. Главное, что сделал Иван Саввиди, – превратил “Донской табак” в Группу «Агроком», в самом названии которой заложена связь с аграрным потенциалом региона.
Предпринимательское мышление Саввиди отличается долгим горизонтом планирования. Например, уже в девяностых ему было ясно, что табачный бизнес со временем будет сокращаться в связи с ужесточением законодательства. Поэтому он начал диверсифицировать структуру бизнеса. Поначалу “Донской табак” приобретал, казалось бы, разнородные активы – свиноводческое хозяйство ЗАО “Батайское”; предприятие, руководящее городским парком; банкротящийся ростовский колбасный завод “Тавр”, основанный еще в 1908 г.; рыбоводческое хозяйство. Только в 2004 г. появился многоотраслевой структурированный бизнес группы “Агроком” с четырьмя выделенными бизнес-комплексами: табачный, мясной, рыбохозяйственный и недвижимость.
Нельзя сказать, что новые направления заменили табачное. Нет, строительство холдинга оказалось возможно вследствие способности “Донского табака” успешно тягаться с транснационалами на национальном рынке. Сегодня это крупнейшее российское табачное предприятие. “Донтабак” провел полную модернизацию – даже иностранные конкуренты иногда заказывают производство своих сигарет на ростовской табачной фабрике. К тому же табачный бизнес-комплекс, привыкший бороться за каждый процент рентабельности, оказал плодотворное влияние и на другие подразделения. Из 45 млрд. выручки группы в 2013 г. около четверти приходится на группу “Тавр”. Диверсификация уже состоялась. При этом группа начала позиционировать себя как инвестора в растущий бизнес.
Самое крупное приобретение последних лет – компания “Атлантис-Пак”, игрок международного рынка колбасных оболочек, инновационное предприятие. Непонятно, в какой бизнес-комплекс его отнести, но и тут очевиден долгосрочный расчет: “Атлантис-Пак” способен укрепить конкурентные преимущества “Тавра”.
Нельзя не упомянуть о том, что команда группы выращена самой группой. “Внешние” менеджеры здесь появлялись, но ненадолго. Ярким представителем табачной бизнес-школы является генеральный директор “Агрокома” Сергей Сапотницкий, долгое время остававшийся в тени на позиции финансового директора, но в последние годы возглавивший всю группу. Стоит сказать и о том, что Иван Саввиди на несколько лет уходил в политику, был депутатом Госдумы от Ростовской области, но два года назад вернулся – на позицию председателя совета директоров. С тех пор его бизнес стал развиваться заметно динамичнее.
Донской холдинг «Группа «Агроком» – одно из ведущих предприятий АПК юга России, основными активами которого являются “Донской табак”, колбасный завод “Тавр”, крупнейший производитель оболочки для колбас “Атлантис-Пак”. Холдинг также владеет рядом других активов в пищевой промышленности, сельскохозяйственных предприятиях, в сети розничной торговли в Южном федеральном округе России, медиаактивами. Группа компаний была создана в Ростове-на-Дону в 2004 г., сегодня она объединяет более 40 предприятий. Общее число сотрудников превышает 15 тыс. человек. Большинство предприятий расположены на территории ЮФО. Подразделения и филиалы компаний работают по всей стране, в странах ближнего зарубежья и в Европе.
В 2013 г. консолидированная выручка группы достигла 45,2 млрд. руб., увеличившись на 16%. Годом ранее, когда холдинг Ивана Саввиди занял десятое место в рейтинге крупнейших компаний ЮФО, составленном аналитическим центром “Эксперт ЮГ”, динамика отличалась несущественно (26,5%). Группа «Агроком» является одним из крупнейших налогоплательщиков ЮФО: по итогам 2013 г. предприятия группы заплатили в бюджеты всех уровней более 26,7 млрд. руб.
Стратегия группы заключается в инвестировании в быстрорастущие компании и новые проекты, способные в среднесрочной перспективе занять лидирующие позиции вначале на региональном, а затем и на общефедеральном рынках, принося значительный доход всем участникам инвестиционного процесса. Помимо финансовых вложений, взаимодействуя с операционным менеджментом, группа стремится повышать долгосрочную инвестиционную привлекательность компаний за счет: совместной работы по выработке стратегических решений по развитию бизнеса. содействия во внедрении современных моделей бюджетирования, контроля и отчетности. консультаций по формированию прозрачной и надежной правовой среды деятельности компании. организации контактов со стратегическими инвесторами с целью поиска партнеров для будущего развития компании в новом масштабе. (Эксперт-Юг/Пищепром Украины и мира)