Украинские мороженщики за 2017 год нарастили производство лакомства на 2,4%. Гендиректор Pro-Consulting Александр Соколов рассказывает, сколько от этого объема идет на экспорт и кто за границей покупает украинское мороженное .
Производство мороженого в Украине, которое “таяла на глазах” в 2014-2015 годах, начало расти с 2016 и к прошлому году достигло 96,57 тыс. тонн. Объемы выпуска мороженого в 2017 году по отношению к 2016 выросли на 2,4%. На это повлияло сразу несколько факторов, как макроэкономических, так и внутренних. С 2016 года наблюдается восстановление производства, экономика страны и доходы населения вошли в стадию роста, и рынок мороженого растет вслед за ней.
При этом стоит понимать, что вернуть объемы докризисного 2013 года, когда выпуск мороженого перевалил за 101 тыс. тонн, у производителей так не вышло.
В этом году произошел значительный рывок производства – благодаря резкому потеплению сезон мороженого начался раньше. За 4 месяца 2018 уже произведено 40 тыс. тонн мороженого, и половина этого объема пришлась на апрель. Если сравнивать аналогичный период 2017 года и текущего, то рост в производстве составил 47,2%.
Экспорт vs Импорт
Импорт мороженного в Украине не превышает одного процента. И дело не столь в желании потреблять отечественное, сколько в цене – транспортировка мороженого очень дорогая и, как следствие, оно становиться слишком дорогим и отпугивает украинцев своим ценником.
После 2013 года существенно сократился объем поставок из России и Беларуси и рынок перешел к сотрудничеству с производителями из Литвы. Также среди крупнейших поставщиков есть импортеры итальянского, чешского и румынского мороженого, но объемы их поставок малы в сравнении с докризисным периодом.
С экспортом ситуация несколько лучше. Хоть заграницу вывозится всего 5% от произведенных продуктов, однако в течение нескольких лет формируется устойчивый спрос на отечественное мороженное. Это связано с тем, что себестоимость производства в Украине ниже чем в соседних странах, поэтому украинское мороженое способно конкурировать с местными аналогами.
По данным Государственной фискальной службе Украины в январе-мае этого года Украина экспортировала 2,9 тыс. тонн мороженого на $6,3 млн.
Если говорить о географии экспортных поставок, то крупнейшими торговыми партнерами остаются Молдова и Россия. В этом году больше всего мороженого экспортировали в Россию – за первые 5 месяцев 2018 на сумму в $1,6 млн. Это связно с тем, что отдельные украинские производители могут быть географически ближе к конечному потребителю, чем крупные российские игроки, что сокращает логистические затраты и удешевляет продукт. В случае Молдовы, украинское мороженое оказывается дешевле, чем импортное из соседней Румынии в то время, как их внутренний рынок недостаточно силен.
Одним из постоянных покупателей украинского мороженого остается Израиль. На его долю от года к году приходится 15-20% экспорта. Основная целевая аудитория лакомства – это мигранты из стран бывшего СССР, которые покупают украинское мороженое на волне ностальгии. Возможность доставки морем упрощает внешнеэкономические отношения между нашими странами, потому Израиль остается стратегическим партнером для украинских мороженщиков.
Какое мороженое по вкусу украинцам
Что касается предпочтений, что 80% украинцев выбирают пломбир. Также любят мороженое с фруктовыми добавками, как правило, в вафельном стаканчике. Стоит отметить, что, несмотря на то, что рынок достаточно консервативен и основной его ассортимент сформировался достаточно давно, ежегодно появляются новые виды продукта, которые пользуются спросом. Например, угольное мороженое.
Основные операторы рынка развивают рецептуру мороженого в двух направлениях: традиционные вкусы, которые, как правило, легко приживаются на рынке (со вкусом десертов, самым популярным из которых остается “Тирамису”), а также новые экспериментальные вкусы. В целом, эксперименты больше характерны для небольших кафе-мороженых, которые выпускают продукцию маленькими партиями.
Среди других трендов последних лет – активизация продаж мороженого на улице на развес. Такое мороженое зачастую дешевле, его проще хранить и перевозить, а по эстетическим критериям оно не хуже порционного. Еще один потребительский тренд – органического мороженого.
Можно смело сказать, что рынок мороженого очень стойко перенес кризис за счет маркетинговых решений крупных игроков и стабильного спроса на продукцию. Ожидается, что и в дальнейшем рынок мороженого будет показывать количественный и качественный рост в пределах 5-7% ежегодно. (Дело/Пищепром Украины)