Свиноводство в мире – динамическая и стратегически важная отрасль, которая является одной из составляющих продовольственной безопасности государства. В Украине этот сектор животноводства находится в состоянии перманентного кризиса. По состоянию на 1 января 2017 г. поголовье сократилось на 5,5% – до 6,7 млн голов, с начала года в Украине было отмечено 11 вспышек АЧС. Есть ли свет в конце тоннеля и будущее у свиноводческой отрасли, Latifundist.com разбирался вместе с экспертами.
Для Украины свиноводство является традиционной отраслью животноводства в течение многих лет. Глобальное значение оно приобрело с начала ХХ в. – время стремительного развития городов и городских агломераций. В Советском Союзе свиноводство являлось централизованным, вертикально организованным комплексом. Однако, экстенсивный характер развития и жесткая система управления не способствовали эффективному развитию отрасли, следствием чего стал глобальный дефицит продукции в конце 1980-х годов. При этом поголовье было значительным – по данным Госкомстата, на 1 января 1991 г. в УССР оно составляло 19, 4 млн голов.
После распада Советского Союза исчезла привычная схема хозяйствования. Свинофермы существовали по инерции, постепенно уничтожая поголовье, а здания комплексов оставались пустыми или разбирались на стройматериалы.
Деградировал и племенной потенциал. Все это вместе со стремительным ростом цен на энергоносители, корма, снижением покупательной способности населения, нанесло мощный удар по свиноводству. Практически до середины 2000-х оно выживало, представленное мелкими производителями и приусадебными хозяйствами, которые продолжали хозяйничать архаичными методами. Новый виток развития начался с 2001 г., когда бизнес получил возможность арендовать землю. Это создало основу для долгосрочных инвестиций и планирования стратегии развития.
Статистика рисует совершенно безрадостную картину, но есть ли перспективы у отечественного свиноводства? Чтобы дать ответ, нужно остановится на трех аспектах: почему отечественные свиноводы оказались в такой ситуации, что делать сейчас, в каком направлении двигаться дальше.
Как отмечает президент Ассоциации “Свиноводы Украины” (АСУ) Артур Лоза, отечественное свиноводство как отрасль со своими особенностями и тенденциями развития состоялась. Мощными факторами давления на нее являются постоянный рост стоимости кормов, энергоресурсов, ветеринарных услуг. Дополнительное напряжение создает падение спроса на продукцию вследствие низкой покупательной способности населения. В результате свиноводство имеет высокую себестоимость и низкую рентабельность.
По словам экспертов, в свиноводстве рентабельность всегда колеблется, поэтому правильнее будет говорить о прибыли с 1 кг мяса. Если еще месяц назад себестоимость производства 1 кг свинины составляла 20-21 грн, то уже в январе она пошла вверх (около 26 грн). Основная причина – повышение стоимости зерновых. Однако, закупочная цена 1 кг живого веса не изменилась и составляет от 27 до 31 грн в зависимости от региона. Таким образом, прибыть на килограмме составляет всего около 1-5 грн с кг, что не всегда выгодно. Такая ситуация стимулирует мелких и средних производителей вырезать поголовье.
Повышать рентабельность в наших условиях можно, если снизить затраты на единицу продукции и повысить производительность поголовья. В Украине сейчас достаточно неплохая племенная база – 16 пород, 66 хозяйств является племенными заводами. Среднесуточный привес свиней в среднем по Украине – 501 г. Для сравнения, в 2006 г. этот показатель составлял всего 286 г.
Такой рост и постоянный курс на модернизацию, совершенствование, использование новейших достижений науки и технологий характерны для средних и крупных предприятий. По словам Артура Лозы, на данный момент 100 предприятий производят около 60% всей свинины Украины. В “Рейтинге крупнейших производителей свинины”, опубликованном на сайте АСУ, по итогам 2015 г. ведущим производителем является холдинг “АПК-Инвест”, где сконцентрировано 7,4% всего промышленного поголовья свиней. Второе место занимает компания “Агропродсервис”, третье – “Даноша”.
Разговоры среди чумы
Серьезная опасность заключается в самой производственной структуре отрасли, которая не присуща для государств с развитым свиноводством. Это паритетная доля поголовья в промышленном производстве и частных домохозяйствах. При этом речь не идет о технологичности и высокой эффективности – в домохозяйствах зачастую используются устаревшие подходы к откорму и разведению животных.
В таких условиях невозможна идентификация животных, соответственно – отсутствует качественный мониторинг эпизоотической ситуации. Как следствие, повышается риск возникновения эпидемии опасных болезней.
“Конечно африканская чума свиней (АЧС) ? одна из ключевых эпизоотических проблем в Украине. О сроках эрадикации говорить довольно сложно. В частности, учитывая опыт стран, которые боролись с этой болезнью, речь идет не о годах, а о десятилетиях. Сейчас количество случаев АЧС в Украине растет ежегодно в арифметической прогрессии. Поэтому пока элиминация болезни – далекая перспектива”, – говорит президент АСУ.
По данным профильной ассоциации, в 2016-м на территории Украины зафиксировано 83 случая АЧС в 16 областях. Ущерб от смертельного вируса составил около 1,1 млрд грн.
Какие меры могут оперативно повлиять на ситуацию сейчас? Как отмечает директор Института ветеринарной медицины НААН Украины Сергей Нычик, нужны детальные исследования, как происходит заражение здоровых животных. Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба должна проводить мониторинг и выборочный контроль на местах. На сегодня ученые не имеют такой информации. То есть сотрудничество между учеными и чиновниками практически отсутствует.
По мнению экспертов, чтобы избавиться от эпизоотических проблем, нужно основательно инвестировать в биобезопасность, в первую очередь, нужны серьезные структурные изменения в секторе приусадебного свиноводства. В промышленных хозяйствах свиноводы понимают риски и самостоятельно инвестируют средства в биобезопасность.
“Звучит как парадокс, но в Украине чуму может ликвидировать сама чума. Когда будут массово гибнуть свиньи в индивидуальном секторе, люди будут отказываться от их выращивания, а не резать свиней по принципу ? отходы собакам, а лучшее мясо ? на ветчину и колбасы”, – отмечает заместитель генерального директора компании “Агропродсервис” Роман Березовский.
Генеральный директор холдинга “Агропродсервис” Иван Чайковский сообщил, что компания планирует в текущем году на 50% сократить количество маточного поголовья свиней до 8 тыс. голов, чтобы на отдельных комплексах осуществить депопуляцию. Это объясняется как стратегическими планами компании, так и прогрессированием АЧС на территории Украины, в том числе в Тернопольской области. Взамен в корпорации собираются сместить акценты в сторону наращивания сегмента КРС, причем, не только увеличивать молочное стадо, но и развивать переработку говядины в готовую продукцию на Тернопольском мясокомбинате.
По мнению Сергея Нычика, в Украине еще “на вчера” нужно было создать национальный референт-центр, где бы изучалась ситуация по АЧС. Только при полном наличии информации можно анализировать и планировать стратегические средства борьбы с болезнью. Эксперт считает, что если современная динамика распространения африканской чумы сохранится, мы рискуем потерять отрасль.
Мощным дестабилизирующим фактором стал также обвал экспорта. По данным ГФС, экспорт свинины в 2016 г. уменьшился в 10,7 раз по сравнению с 2015-м. Это связано с бывшим главным импортером – Россией, которая до 2014 г. обеспечивала 95% внешних поставок продукции. На сегодня, в условиях торговой войны, это направление закрыто.
“Для нашего агрохолдинга проблема замены российского рынка не стояла, поскольку мы стартовали с экспортом свинины уже после закрытия рынка России для наших поставщиков. Но в любом случае в качестве перспективного, мы рассматривали, в первую очередь, китайский рынок, который пока для украинских экспортеров свинины закрыт вследствие отсутствия межгосударственных согласований. В частности, в сфере регламентов контроля”, – говорит генеральный директор KSG AGRO Сергей Мазин.
Такая ситуация стимулирует производителей к поиску альтернативных рынков. Как свидетельствует статистика, тройка главных импортеров украинской свинины за 2016 г. выглядит так: Грузия (50,2%), Армения (18,2%), Гонконг (15,7%).
“Одним из основных сдерживающих факторов украинского экспорта является АЧС. Если удастся украинским производителям совместно с государственными ветеринарными службами справится с АЧС, по нашему мнению экспортный потенциал у украинской свинины довольно высокий” – сообщает аналитик консалтингового агентства “УкрАгроКонсалт” Андрей Ким.
По итогам 9 месяцев 2016 г. холдинг KSG Agro экспортировал живых свиней в Грузию на сумму $522 тыс. При этом, по данным Государственной фискальной службы, доля KSG Agro в общем объеме экспорта живых свиней в стоимостном выражении за январь-сентябрь прошлого года составила 26%. Руководство компании подтвердило, что в 2017 г. холдинг планирует расширить свое присутствие на грузинском рынке, считая его очень перспективным. В KSG Agro экспортные поставки свиней в Грузию считают привлекательными, прежде всего, с точки зрения ценовой конъюнктуры: цена реализации этой продукции на грузинском рынке в долларовом эквиваленте выше, чем в Украине.
Это же направление развивают и в корпорации “Агропродсервис”.
“Грузинские потребители нуждаются в мясопродуктах, консервах, замороженном и охлажденном мясе. Объемы поставок свиней на грузинский рынок в нашей компании пока небольшие – 2,5-3 тыс. голов, что составляет 2-3% от объема выращенных свиней. Кроме того, “Агропродсервис” продает свиней в Грузии по внутриукраинским ценам”, ? говорит заместитель генерального директора компании “Агропродсервис” Роман Березовский.
Отсутствие в данном перечне стран ЕС неслучайно. Во-первых, там очень жесткие требования к качеству продукции и получению разрешительной документации на экспорт. Во-вторых, в Европе цены на свинину паритетные с украинскими, поэтому получение сертификата качества важно скорее, не как пропуск на европейский рынок, а универсальный пропуск на все остальные.
“Если оценивать экспортные возможности нашей свинины, то с точки зрения качества она более чем конкурентоспособна на рынках других стран. Другое дело, что ввиду отсутствия межгосударственных договоренностей в сфере регламентов контроля, многие перспективные рынки для украинских компаний пока закрыты. Например, китайский рынок – платежеспособный и весьма интересный для продуктов питания и продукции животноводства”, – сообщает генеральный директор KSG AGRO Сергей Мазин.
В таких условиях для украинского свиноводства перспективными выглядят рынки Азии и Африки. Конечно, на первом месте по важности Китай, благодаря гигантскому потребительскому рынку и цене на продукцию, которая на 70% выше, чем в Украине. Но здесь существует несколько существенных препятствий. Прежде всего, ветеринарные условия, которые нужно привести к определенному стандарту, а также угрожающая ситуация с АЧС.
Директор экспортного отдела ГК “АгроВет Атлантик” Игорь Душкин отмечает, что АЧС уже стало причиной закрытия перспективных рынков для украинской свинины.
“Беларусь, Молдова, Румыния и Армения – полностью закрыли экспорт украинской свинины. Украинская экономика уже получила более 1,1 млрд грн прямых и косвенных убытков от АЧС. По данным ФАО, от смерти одной свиньи государственный бюджет недополучает около 415 гривен дохода. При условии, что поголовье в промышленных хозяйствах сегодня составляет более 3,8 млн голов, потенциальные убытки бюджета от АЧС могут составить около 1,6 млрд грн”, – уточняет эксперт.
В целом 2016 г. для украинского свиноводства был тяжелым. Уменьшение поголовья, обвал экспорта, прогрессирование АЧС, падение потребительского спроса, почти на 22% – это неполный перечень угроз. Больно по отрасли ударила отмена НДС – произошло вымывание свободных оборотных средств. На сегодняшний день до конца не ясен механизм распределения государственных дотаций, которые с 1 января 2017 г. заменили спецрежим НДС.
Коммерческий директор ГК “АгроВет Атлантик” Павел Ильницкий говорит, что о 210 млн грн для животноводов речь шла только в проекте госбюджета. По факту из этой и без того незначительной суммы на эти нужды выделили на 40 млн грн меньше.
“В принятом бюджете на 2017 год речь идет о 170 млн грн. Однако, не указаны направления, по которым будет осуществляться господдержка животноводства. Мы же предлагаем использовать деньги на развитие, а не проедание. Украинскому свиноводству нужна качественная генетика. Сегодня она закупается за рубежом и стоит довольно дорого. Суть предложения в том, чтобы создавать на территории нашей страны собственные племенные фермы. Это будет гораздо дешевле, чем покупать за рубежом, а украинские производители получат доступ к высококачественному генетическому материалу”, – считает Павел Ильницкий.
По словам Дениса Марчука, заместителя председателя Аграрной партии Украины, получать дотации на развитие животноводства будут предприятия, в которых 75% стоимости всех товаров, реализованных за отчетный период, относится к животноводству. Конечно, эффективность такой системы можно проверить только в процессе использования.
В таких условиях способны выстоять только хозяйства с интенсивным и технологическим производством. Однако, чтобы обеспечить стабилизацию ситуации в отрасли, необходимо сотрудничество и поддержка со стороны государства. Свиноводство сегодня требует стратегической программы развития, скоординированного центра эпизоотологического контроля, усовершенствованного законодательства, больших инвестиций.
“Не думаю, что принятие каких-либо особых законопроектов или выделение пусть даже серьезных по украинским меркам госдотаций обеспечит улучшение работы отрасли и ее стабильное прибыльное развитие. Главная просьба к государству у свиноводов не меняется уже много лет. И вкратце ее можно сформулировать так: создайте прозрачные правила и не мешайте!” – подчеркивает генеральный директор KSG AGRO Сергей Мазин.
С точки зрения производителей, украинским свиноводам-экспортерам необходимы межправительственные согласования регламентов контроля, прежде всего с Китаем. От любой контролирующей службы, и Госпотребслужба здесь не исключение, агробизнес ожидает прозрачной и обоснованной деятельности в сфере проверок.
Конечно, надеяться на значительную финансовую поддержку государства в современных условиях не стоит. Но создание климата для привлечения иностранных инвестиций – государственное дело. Только совместные усилия ь бизнеса и государства могут гарантировать стабильность и будущее развитие свиноводческой отрасли. (Latifundist.com/ Пищепром Украины)