Популярность биопродуктов в Швейцарии зависит от региона: как показали исследования ассоциации Bio Suisse, 73% общего объема потребляют жители немецкоязычных кантонов. В Романдской Швейцарии узнаваемый зеленый логотип, по которому можно отличить обычные овощи от экологически чистых, не вызывает у покупателей непреодолимого желания выбрать “правильный” товар.
На самом деле, столь большая разница в масштабах потребления биопродуктов объясняется несколькими причинами. Нет, жители франкоязычных кантонов, как и их соотечественники на севере, внимательно относятся к здоровью и следят за питанием. Но при этом они не забывают экономить, а потому отправляются за продуктами в приграничные крупные торговые центры во Франции, где похожие по качеству товары можно найти по более приятным ценам.
Стоит упомянуть и еще один фактор: биопродукты в Швейцарии стоят на 20-30% дороже обычных. Учитывая общий порядок цен в стране, дополнительные надбавки заставляют покупателей напрямую идти к полкам, где лежат обыкновенные овощи и фрукты. Наконец, не последнюю роль играют и объемы производства: в Романдской Швейцарии почти в два раза меньше хозяйств, работающих по биостандартам.
Чтобы исправить диспропорцию, Bio Suisse намерена в начале 2015 г. открыть офис в Лозанне. Ежегодно ассоциация будет тратить около 200 тыс. франков на продвижение на рынок новых биопродуктов. Также организация займется налаживанием связей между поставщиками и продавцами. А специальный отдел посвятит все свои силы на рекламную кампанию, которая должна убедить покупателей в важности правильного питания, ведь в биопродуктах не содержатся пестициды, регуляторы роста и искусственные добавки. Они производятся с минимальным ущербом для экологии и без использования генетически модифицированных продуктов.
Ассоциация Bio Suisse, объединяющая 5700 сельскохозяйственных компаний и садовых хозяйств, возникла в 1981 г. Производители, вступающие в объединение, обязуются выполнять длинный перечень требований к качеству товаров. Постоянные проверки проводят не только представители ассоциации, но также независимые эксперты и сами покупатели. Некоторые фермеры даже предлагают специальные экскурсии, наглядно объясняющие разницу между обычными продуктами и теми, что носят гордую маркировку “Bio”.
“В конце 1980-х годов нашими первыми клиентами были базельцы, затем к ним присоединились жители остальных немецкоязычных кантонов. В последние пять лет к нам все чаще едут из Лозанны и Женевы”, – не без гордости рассказывает в репортаже Le Temps Лина Дюбье. Она уже многие годы занимается организацией рынка биопродуктов, проходящего в местечке Сенлежье, что неподалеку от Биля. Фермеры регулярно привозят сюда свои товары, чтобы напрямую продать их покупателям. В этом году рынок посетили уже более 30 тыс. человек. Такие рынки все же остаются большой редкостью, хотя именно здесь у клиентов есть возможность расспросить фермеров о том, в каких условиях они производят, например, кисломолочные продукты.
Из упомянутых ранее 2 млрд. франков наибольшую выгоду извлекают, конечно, крупные торговые сети. На долю Coop приходится около 49% общего объема рынка биопродуктов. Migros пока контролирует только 27%. Оставшаяся часть приходится на самостоятельные хозяйства, пытающиеся обходится без помощи посредников. Кстати, каждый клиент может повлиять на статистику, задумавшись над тем, у кого покупать продукты. (nashagazeta.ch/Пищепром Украины и мира)