Нестабильность производства зерна в Казахстане вызывает необходимость зерновых интервенций национальной компании “Продкорпорация” (ПК), что позволяет регулировать рыночные цены не только на зерно, но и на муку, хлеб на внутреннем рынке. ПК совместно с Минсельхозом также рекомендуют правительству размер минимальных закупочных цен на зерно, опираясь на анализ состояния рынков, мировых цен, ожидаемого урожая зерновых в стране и за рубежом. Сама цена, по которой ПК закупает зерно в госрезерв, устанавливается постановлением правительства.
Продкорпорация – не единственный трейдер на рынке Казахстана, но, пожалуй, наиболее значимый. Она оказывает существенное влияние на цены; можно сказать, что через ПК государство диктует свою ценовую политику на внутреннем рынке. К тому же по сравнению с 1995 г., когда ПК была создана для закупки в госресурсы и хранения зерна, полномочия ее расширились. Она занимается экспортом зерна, а также коммерческими закупками и продажей на внутреннем рынке. Причем реализация зерна из коммерческих запасов с 2012 г. идет через товарную биржу – ЕТС, так что ПК влияет и на биржевые цены.
Каждую осень после уборки урожая фермеры с нетерпением ожидают объявления закупочных цен национальным оператором зернового рынка. Выкуп части урожая государством особенно выгоден мелким производителям, которые не обладают необходимой инфраструктурой для хранения зерна, средствами для его транспортировки и отгрузки, не могут сами экспортировать продукцию. Если бы на рынке не было такого “стабилизирующего” игрока, как Продкорпорация, волатильность цен увеличилась бы в разы. Например, в 2011 г., когда валовой сбор пшеницы достиг рекордных 22,7 млн. т и цены упали, ПК пришлось выкупать зерновые по твердой цене 25 тыс. тенге, поскольку компания не является чисто коммерческой и как национальный оператор несет социальные обязательства. Но 1 декабря 2011 г. ПК объявила о дополнительной закупке 3 млн. т пшеницы по 16,5 тыс. тенге и 14,7 тыс. тенге. Как объясняли в самой компании, таким образом был дан сигнал рынку о нижней ценовой планке. В 2011 г. ПК увеличила закупки и всего выкупила с рынка 8 млн. т пшеницы, чтобы не дать упасть ценам. В 2010 г. – неурожайном (собрали 9,6 млн. т пшеницы) – наоборот, выбросила на рынок зерно из госресурсов по 26,5 тыс. тенге при рыночной стоимости тонны в 55 тыс. тенге. Среднегодовые цены тогда сложились на уровне 26 тыс. тенге/т мягкой пшеницы и 30 тыс. тенге/т – твердых сортов.
Несколько слов нужно сказать о том, как формируются государственные закрома. По закону РК “О зерне” все сельхозпредприятия, имеющие посевные площади под зерновые 250 га и более, обязаны отгрузить часть нового урожая в государственный ресурс не позднее 15 октября. Какую именно часть, определяют местные власти: согласно закону квоты – процентное соотношение объемов сдачи к валовому сбору зерна – ежегодно устанавливают акиматы. Только выполнив обязательства перед государством, аграрии имеют право продавать зерно коммерческим компаниям: закон грозит тем, кто нарушит этот порядок, судебным признанием сделки недействительной.
Кроме того, в обязательном порядке сдают зерно в закрома родины те сельхозпроизводители, которые получали государственную поддержку. Весной Продкорпорация осуществляет форвардную закупку урожая, то есть дает деньги аграриям на проведение посевной, под гарантии СПК и банков второго уровня. В прошлом году на эти цели ПК потратила 13 млрд. тенге, в 2014 г. – 14 млрд. тенге.
Благополучие аграриев, особенно тех, кто в обязательном порядке должен продать часть урожая нацоператору, сильно зависит от закупочных цен. А это в основном фермеры, у которых ПК закупает будущий урожай по весне. В 2014 г., как можно судить по объявлению на сайте Продкорпорации, форвардные закупки осуществлялись по условной цене 20 тыс. тенге/т пшеницы 3-го класса. Аграрии должны исполнить обязательства до 1 декабря: поставить оговоренный объем зерна “с учетом дисконта в 3% от закупочной цены, устанавливаемой в осенний период правительством РК”.
На каком уровне сложатся цены в этом году, пока никто сказать не может, они будут зависеть от конъюнктуры рынка. В 2013 г. Продкорпорация в октябре установила закупочные цены на зерно нового урожая: 25 тыс. тенге/т для сельхозпроизводителей, работающих по единому земельному налогу, и 28 тыс. тенге – для плательщиков НДС. При этом рыночные цены на мягкие сорта доходили до 34 тыс. тенге, на твердые – до 40 тыс. Но в прошлом году урожай был средний – всего было собрано 18 млн. т зерновых, из них 13,9 млн. т пшеницы. Точных прогнозов на 2014 г. Минсельхоз не дает. По словам главы этого ведомства Асылжана Мамытбекова, урожай будет средним или выше среднего, так что, скорее всего, закупочные цены не будут сильно отличаться от прошлогодних. По предварительной оценке ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), в 2014 г. Казахстан соберет 18,5 млн. т зерновых, из них 14,8 млн. т пшеницы. Такие цифры дает “КазахЗерно” со ссылкой на эксперта ФАО Гульжахан Курбанову.
“Определиться по цене сегодня очень сложно, это будет возможно только через два-три месяца. Прежде всего, нам нужно знать ситуацию, в частности, урожайность по областям. По данным отдельных районов можно будет судить о валовой урожайности всего региона. Все ожидаемые данные аккумулируются в Минсельхозе, и только тогда сложится итоговая прогнозная цифра. Если сейчас подсчитать ожидаемый урожай на корню, при уборке все равно эти цифры скорректируются”, – рассказал президент РОО “Союз фермеров Казахстана” Ауезхан Даринов.
Для решение проблем с закупочными ценами в прошлом году был создан Единый зерновой холдинг (ЕЗХ), куда вошли фермеры, и теперь участники рынка могут влиять на формирование цен. В прошлом году ЕЗХ предложил цену на уровне 25 тыс. тенге/т, без НДС, и фермеры с ней согласились. «Мы в конце августа, в начале сентября совместно с Продкорпорацией на основании анализа мировых биржевых цен, изучив ситуацию с урожаем внутри страны, объявляем прогнозную закупочную цену. РОО “СФК”, учитывая ежегодную проблему с ценами на пшеницу, предлагает не позже 1 сентября объявлять цену, сложившуюся на данную дату с учетом, если в декабре будет цена больше, вернуть разницу, – говорит Даринов. – К примеру, я в этом году согласен с 1 сентября заключить договор с Продкорпорацией, продать зерно по 30000 тенге/т, но с оговоркой, что если в декабре будет цена 35000 тенге/т, вернуть разницу за минусом платы за хранение зерна».
Важным представляется высказывание Даринова о том, что прогнозы по урожаю еще скорректируются при его уборке. Аграрии, получающие господдержку, не могут рассчитывать на то, что их планы, связанные с определенным объемом урожая, оправдаются. Их могут нарушить и непредсказуемость погоды, и потери при уборке: например, в 2011 г. из-за ранних дождей на севере страны погибла часть урожая, а засуха в 2010 г. поставила многих фермеров на грань банкротства. Так что сама по себе закупка зерна Продкорпорацией при всех его плюсах все же не панацея от всех проблем отдельных сельхозпроизводителей. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)