Торговая сеть “Евроопт” готова к совместной работе с другими ретейлерами в деле обеспечения сельского населения страны качественной развозной торговлей, заявил генеральный директор сети Андрей Зубков.
Сеть “Евроопт” предлагает создать систему, при которой в каждую деревню ежедневно бы приезжала автолавка. “Мы предлагаем организовать работу автолавок так, чтобы они приезжали в деревню каждый день и чередовались: один день, например, – магазин потребкооперации, в другой день – “Евроопт”, в третий – еще какой-то сети или индивидуального предпринимателя. Это создаст определенную конкуренцию, которая пойдет только на пользу сельчанам: каждый день у них будет автолавка, и каждый день они смогут покупать свежие продукты”, – сказал Андрей Зубков. По мнению руководителя сети, развозная торговля помогла бы решить многие проблемы в этой сфере. Ведь автолавки, отмечает руководитель компании, в отличие от объектов стационарной торговли имеют гораздо более высокую оборачиваемость товаров и возможность ежедневного пополнения свежей продукции на своей базе. При этом график работы автолавок должен соблюдаться очень строго. “Наши автомагазины работают исключительно по расписанию, не пропуская ни одного населенного пункта, указанного в маршрутном листе. Мы готовы взять такую ответственность на себя, готовы организовать в течение года работу 1000 автолавок по всей стране, как и заявляли”, – сказал генеральный директор.
“В течение прошлого года мы разослали запросы с предложением выделить нам маршруты для организации работы автомагазинов во все райисполкомы. Но на сегодняшний день нам выделили лишь 13 маршрутов, на которых работают наши автолавки. Формулировка отказа очень простая: население удовлетворяет местная торговля, мы не нуждаемся в услугах “Евроопта”, – продолжил гендиректор сети. – Однако все знают, сколько проблем сегодня у торговли на селе. Прежде всего, это недостаток кадров: людей, согласных работать продавцами, а заодно грузчиками, истопниками и уборщицами за предлагаемую зарплату зачастую просто не найти. Отсюда – рваный график работы сельмагов. Более того, в Беларуси множество сельских магазинов, которые закрыты по одной причине – из-за отсутствия продавцов. Вторая проблема – слабая техническая оснащенность магазина. Наконец, в силу малой численности населения деревень для сельской торговли характерна низкая оборачиваемость товара, что приводит не только к ухудшению его качества, но и к более скудному ассортименту. Торговля на селе требует перемен. Сельский покупатель не имеет возможности приобретать ни свежее мясо, ни охлажденную куриную разделку, нет хорошего ассортимента фруктов и овощей, не всегда есть свежее молоко и хлеб ни в автолавке, ни в стационарном сельском магазине. Ведь Президент на последнем совещании говорил, что линейка товаров, реализуемых на селе, должна “полностью соответствовать современным потребностям сельских жителей, а цены должны быть доступными”.
По мнению Андрея Зубкова, нерентабельность развозной торговли может быть преодолена. В целом и автолавки “Евроопта” нерентабельны, но в компании считают, что они могут стать прибыльными, если эта деятельность получит должный масштаб, а также правильную организацию бизнес-процессов и логистику. “А пока мы рассматриваем развозную торговлю как дополнительную социальную нагрузку, которую мы готовы взять на себя и обеспечить сельчан качественными и разнообразными продуктами питания и товарами первой необходимости. Причем мы могли бы сделать это совместно с другими коллегами. Мы понимаем, что местные власти опасаются того, что будут потери у “Белкоопсоюза”, но торговля автомагазинов составляет в его обороте около 2%. Даже если они потеряют часть этого оборота, это будет мизер в сравнении с той пользой, которую получат сельчане, которые сегодня обделены качественным торговым сервисом”, – заявил руководитель сети “Евроопт”. (БЕЛТА/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)