Общество защиты прав потребителей провело мониторинг цен на важнейший продукт питания – картофель и пришло к выводу об искусственном их завышении. 15 января 2014 г. Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось к главе Федеральной антимонопольной службы Артемьеву И.Ю. с просьбой принять меры к недобросовестным производителям, поставщикам и продавцам картофеля отечественного производства, средняя стоимость которого в сетевых магазинах в Москве достигла 60 руб. за килограмм.
Поводом для обращения послужили многочисленные жалобы потребителей, возмущенных таким ростом цен. Причем практически во всех крупных сетевых магазинах Москвы цена на картофель отечественного производства превышает цену на многие импортные фрукты, включая экзотические, хотя очевидно, что логистические затраты при их доставке к месту продажи несопоставимо выше. В сети “Седьмой континент” картофель “Тульская нива” продается по 59 руб. 90 коп., тогда как апельсины крупные фасованные по 52 руб. 90 коп. и мандарины (Марокко) по 39 руб. 90 коп., апельсины для сока по 41 руб. 90 коп., помело производства Израиль по 59 руб. 90 коп. В сети “Зеленый перекресток” единственный в ассортименте картофель продается по цене 66 рублей за 1 кг, тогда как грейпфрут красный и помело по 49 руб. за килограмм. В сети “Азбука вкуса” картофель дешевле, но ненамного, и продается по 58 руб. за 1 килограмм.
По мнению ОЗПП, сложившая ситуация является следствием картельного сговора между крупными производителями, поставщиками и торговыми сетями, направленного на искусственное завышение цен. Особую обеспокоенность доставляет тот факт, что картофель является важнейшим продуктом питания для малообеспеченных семей. Кроме того, подобные факты свидетельствует о явном провале в работе Минпромторга и Министерства сельского хозяйства по реализации Доктрины продовольственной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120. Совершенно очевидно, что эффективные механизмы административного регулирования в распоряжении Правительства отсутствуют, а для совершенствования рыночных механизмов и создания условий для свободной конкуренции никаких усилий не предпринимается. При данных обстоятельствах ОЗПП призывает ответственный бизнес прекратить недобросовестную практику и добровольно предпринять меры для снижения негативных социальных последствий от искусственного роста цен на основные продукты питания. (Крестьянские ведомости/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)