Времена бурного роста организованной розничной торговли в России прошли. Новым игрокам все труднее выйти на рынок из-за усиливающейся конкуренции. При этом снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения не обещает быстрого увеличения оборота розничной торговли. Однако, несмотря на объективные проблемы, многие ритейлеры смотрят в будущее с оптимизмом, планируя усиливать позиции в регионах и осваивать рынок за Уралом.
Согласно последнему исследованию Ernst and Young, среди основных проблем розничного рынка респонденты отмечают общие экономические условия (67%), неблагоприятное законодательство (53%), а также проблемы нехватки квалифицированного персонала (47%). Доля компаний, считающих общие проблемы в экономике основной угрозой развития отрасли, практически не изменилась по сравнению с результатами исследования, проводившегося в 2009 г. в разгар кризиса (66% в 2009 г.). Между тем недовольство опрошенных по поводу законодательства возросло с 43% в 2009 г. до 53% в 2011 г. Большинство респондентов (57%) ожидают дальнейшего ужесточения требований законодательства, регулирующего розничную торговлю. С завершением острой фазы финансового кризиса внутренние проблемы компаний заметно изменились. Если в период кризиса основное беспокойство вызывали снижение покупательского спроса и высокие процентные ставки, то сейчас на первое место вышли проблемы, связанные с наймом персонала, а также с использованием недвижимости (рост арендных ставок и недостаток качественных объектов для открытия новых магазинов). Тем не менее большинство компаний планируют дальнейшее увеличение количества магазинов как за счет повышения уровня проникновения в те регионы, где у них уже имеются магазины, так и путем освоения новых.
“Чтобы обеспечить рост компании через 3-5 лет теми же темпами, что и сейчас, нужно начинать думать о выходе в новые большие регионы за Уралом, – считает президент компании “Дикси” Илья Якубсон. – Конечно, это не вопрос этого года и даже не следующего, но об этом нужно задуматься уже сейчас. Такое расширение капиталоемко и требует много времени, но это того стоит”. Кроме того, некоторые участники рынка считают необходимым наладить отношения с производителями. По их мнению, это позволит усилить конкурентные преимущества перед иностранными игроками, прихода которых ожидают в связи с вступлением России в ВТО. “Вступление России в ВТО наконец развернет нашу розницу лицом к производителям, – уверен учредитель компании “Панорама Ритейл” Владимир Бохан. – Наши конкурентные преимущества консолидируются в регионах. Мы видим много примеров, когда продовольственный ритейл начинает находить точки соприкосновения с производителями, начинает делать совместные проекты. Это одно из серьезнейших направлений, развивая которое мы можем увеличить конкурентоспособность отечественной розницы”.
Несмотря на то что многие участники рынка (64%) ожидают прихода иностранных игроков, представители иностранных розничных сетей говорят о снизившемся интересе к российскому рынку из-за падения темпов его роста и усиления конкуренции. “В прошлом году у многих ведущих сетей было зафиксировано рекордное количество открытий новых магазинов, – говорит Илья Якубсон. – В связи с этим сумма среднего чека будет уменьшаться, потому что если открывается магазин напротив, неважно, хороший или плохой, в любом случае он отберет у вас какое-то количество покупателей. Если мы посмотрим на статистику Европы, то там уже давно нет такого трафика, какой имеет средний российский магазин. Сейчас растет количество площадей и соответственно происходит насыщение, но до конца этого насыщения еще очень далеко”.
Согласно прогнозам минэкономразвития, рост оборота розничной торговли в 2012 г. ожидается на уровне 5,5%. Однако, по словам самих участников рынка, точные темпы роста пока предсказать невозможно. В 2012 г. стоит ожидать как незначительного роста в пределах 5%, так и увеличения на 15-20%. “В этом году ритейл покажет неплохой рост, – считает директор по связям с инвесторами компании “Магнит” Олег Гончаров. – К тому же от 2012 г. мы ждем некоего прорыва с точки зрения регуляторного доминирования государства. Одним из результатов принятия закона о торговле явилось то, что мы стали значительно больше внимания уделять разговорам с производителями, потому что произошли изменения, направленные на большую открытость и информированность”. Рост рынка и экспансия сетей позволят крупным и средним игрокам укрепить свое положение. Участники рынка говорят о необходимости развивать бизнес в регионах, создавать собственную инфраструктуру логистики и повышать уровень присутствия как в уже освоенных, так и в новых регионах. Выходить на российский розничный рынок с каждым годом будет все сложнее. Новых участников ждет конкуренция с сильными игроками, среди которых не только лидеры отрасли, но и менее крупные региональные сети, имеющие устойчивые позиции на локальных рынках.
В условиях ужесточающейся конкуренции окажутся также и производители. “Региональным поставщикам нужно становиться федеральными игроками или оставаться работать в своем регионе, закрепляя конкурентное преимущество в конкретном продукте или же там, где можно “зацепить” локальную лояльность и не пускать на свой локальный рынок конкурентов, – советует председатель Руспродсоюза Максим Протасов. – Есть еще третий путь – стать производителем частных марок для розницы, как для локальной, так и для федеральной в сегменте собственных торговых марок”. Ожидаемая конкуренция будет происходить не только с российскими игроками, но и в связи с вступлением России в ВТО, усилится конкуренция и с иностранными. “Цель вступления в ВТО – снятие барьеров для экспортной торговли, поэтому те сектора экономики, которые по большей части не являются экспортерами, при вступлении в ВТО будут находиться в ущемленном состоянии, – считает Максим Протасов. – Конечно, хорошо, когда ты умеешь выживать в жесткой конкурентной борьбе, но все же меры господдержки, особенно в первое время, очень нужны, и мы на них рассчитываем”. (Российская газета/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)